Образование

STEM, кодирование и программирование – не всё, что нужно детям для успешного будущего

Когда сегодняшние школьники попадут в рабочую среду будущего через 10 лет, она, безусловно, будет ещё более конкурентоспособной, автоматизированной и технологичной, чем сегодня. Компьютеры будут работать быстрее, а их стоимость станет ниже. 

Искусственный интеллект приобретёт больше мощности, а датчики дополненной реальности в большой мере повлияют на восприятие информации в онлайне и офлайне. Глобальные проблемы человечества, такие как изменение климата, экономическое неравенство и неприкосновенность частной жизни, проявятся острее. И современные системы образования пока не полностью готовы к новой реальности. Не все школы успевают за сменой технологий, и не у всех хватает ресурсов для адаптации.

Пока что в школах основной упор делается на продвижение STEM – науки, технологий, техники и математики – и, кроме того, на обучение школьников программированию, кодированию и робототехнике. Но помогут ли эти навыки детям обрести успех в будущем на рынке труда? Навыки создания контента относительно просты в освоении, стандартизации и оценке. Это означает, что их легко автоматизировать. Как отметил эксперт по вопросам искусственного интеллекта и образования Стюарт Эллиотт (Stuart Elliott), к 2026 году количество американцев, обладающих высоким уровнем компьютерной грамотности, составит 60%. В других развитых странах показатели будут примерно такими же. Навыки математики и анализа данных должны будут присутствовать у любого, кто намерен получать достойную оплату за свой труд. 

Характер профессиональной деятельности также изменится, и программистам через 10 лет придётся выполнять гораздо больше, чем просто писать код. На их плечи ляжет вся «грязная» работа по прогнозированию последствий запуска разработки, поиску несоответствий и коммуникации с клиентами. Еще в 2016 году Всемирный экономический форум предсказал, что тремя основными навыками сотрудника к 2020 году станут: креативность, критическое мышление и способность к комплексному решению проблем. Именно поэтому педагогам нужна программа обучения детей таким навыкам. Работа над ними не входит в школьные программы, эти умения косвенно развиваются при изучении программирования, робототехники и кодирования. 

Весной 2018 года на Всемирном саммите «AI for Good» нейробиологи, педагоги и социологи обсудили первый шаг к развитию навыков будущего, а именно – установление стандартов комплексного системного мышления и обучения.

Конечно, никакие стандарты не являются идеальными, но они ускоряют разработку соответствующих и бесплатных онлайн-программ, с их применением будут созданы онлайн-ресурсы для преподавателей, а также максимально эффективные инструменты на основе искусственного интеллекта, которые помогут детям творчески подходить к решению задачи.

Второй, не менее важный шаг – это разделение освоения сложных навыков на этапы. Например, чтобы решить сложную задачу, студентам необходимо сначала понять суть, а затем найти техническую базу для выполнения. Учитывая опыт предыдущих десятилетий, после миллионов долларов инвестиций в кодирование и обучение STEM, сейчас необходимо научиться ставить гораздо более глобальные цели и выходить за рамки развития только технических навыков, полагают эксперты.