Аналитика

Реальная ценность AI возникает тогда, когда решения и технологии уже интегрированы в организацию и показывают результаты

Многие компании все еще находятся на ранних стадиях внедрения искусственного интеллекта, запустив лишь небольшие или разрозненные эксперименты и пилотные проекты в данном направлении. Однако, как показывает практика и многочисленные исследования рынка мировых экспертов, реальная ценность AI возникает именно тогда, когда решения и технологии уже интегрированы в организацию и показывают свои первые результаты. Как правило, если все риски учтены, стратегия соответствует цели, инструменты выбраны правильно, а персонал квалифицированный и обучен работе с инновациями, — успех гарантирован, не взирая на затратность всех перечисленных процессов.

Понимание потенциального влияния широкой интеграции искусственного интеллекта в деятельность всего предприятия — автоматизация, ускорение и совершенствование ключевых бизнес-процессов для преобразования в масштабе, высокие аналитические и производственные способности — является ключом к достижению долгосрочного конкурентного преимущества. Кроме того, развертывание процесса внедрения технологий AI открывает и немалое количество качественно новых и критически востребованных вакансий для многих квалифицированных специалистов. Так, по данным CompTIA, в период с января по сентябрь еще прошлого года количество таких вакансий увеличилось на 63% и возросло еще больше уже к середине текущего года.

Впрочем, интеграция и развертывание искусственного интеллекта в рамках всего бизнеса требует значительно больше таких краеугольных решений, как инвестирование и изучение данных. Нужна, в том числе, сильная профессиональная команда, которая способна работать с широким спектром специализированных технологий и своевременно оказать необходимую поддержку системы на каждом этапе взаимодействия с ней. И сейчас, похоже, немногие компании имеют правильное сочетание таких ресурсов для того, чтобы AI действительно приносил стратегическую ценность организации.
Тут стоит четко выделить ключевые условия для успешного внедрения технологий искусственного интеллекта и статистику, которая показывает реальную картину результатов его применения, когда они не учтены.

Что необходимо для того, чтобы уже готовые решения на базе AI работали на развитие бизнеса, а не наоборот?

  • Готовность и возможность инвестировать;
  • Стратегия и планирование;
  • Анализ рисков и угроз;
  • Подготовка и обучение или наем квалифицированных кадров;
  • Подготовка, верификация и доступность данных;
  • Четко выбранная технология, способная решать конкретные задачи по отдельности и в комплексе;
  • Поэтапность внедрения и системный анализ пилотируемого проекта;
  • Постоянное технологическое сопровождение;
  • Регулярное финансирование;
  • Умение вовремя реинтегрировать технологии в тот или иной бизнес-процесс.

Что происходит, когда вышеуказанные базовые требования не учтены, и сколько тех, кто их не соблюдает?

По данным одного из опросов BCG (среди респондентов — 2555 руководителей, представляющих 29 отраслей и 97 стран), 93% топ-менеджеров во всем мире, внедривших ту или иную технологию искусственного интеллекта в работу своей организации, действительно ожидают получить от этого выгоду. Но, 65% из них сообщают, что пока что не видят должной ценности от инвестиций в AI, а 40% говорят, что прибыли от AI недостаточно. При этом, 50% из тех организаций, которые инвестировали в проекты с высокой степенью риска, заявили, что ошиблись в изначальной стратегии внедрения. Среди тех, кто инвестирует в основном в проекты с низким уровнем риска, только 23% отметили рост, но сказали, что имели проблемы с кадрами. 45% боятся рисков AI меньше, чем снижения конкурентоспособности, что изначально стратегически неправильно.

«Прочнее» всех стоят на почве инноваций американцы — 93% руководителей предприятий США считают, что AI имеет сильное или, как минимум, ощутимое положительное влияние в бизнесе, а потому количество внедривших его с умом в текущем году выросло с 68% до 72%. При этом, 64% компаний, которые четко следовали стратегическому плану развертывания искусственного интеллекта в соответствии ключевым требованиям, сумели расширить сферы своей деятельности и укрепить конкурентное преимущество на рынке. Все они уверены, что AI помогает существенно улучшать и развивать продукты, оптимизировать контроль и сотрудничество. Лишь 28% американских руководителей сообщили о том, что их компании не используют AI потому, что имеют бюджетные ограничения и понимают, что это может привести к «проседанию» бизнеса, а не его росту.