Причины и мотивация учить детей программировать в школе

Причина ажиотажа вокруг внедрения раннего программирования в школьные программы возникла отнюдь не на фоне необходимости просто создать группу квалифицированных программистов для залатывания «дырок» на рынке труда. Безусловно, соответствие уровня образования его потребностям – фундаментальный аспект и имеет глубокую подоплеку, но процесс зашел значительно дальше и постепенно оброс новыми, не менее важными приоритетами и целями.
Многочисленные исследования показали, что для учащихся крайне важно — как в образовательном, так и в социальном плане — научиться работать с ИКТ с раннего возраста. По мнению экспертов, на самом деле обучение программированию позволяет детям использовать цифровые технологии для развития своего собственного творчества. Кроме того, в технологическом обществе это помогает учащимся постепенно перейти от роли «потребителя» к роли «создателя», а также развить столь важное сегодня алгоритмическое мышление, дающее лучшее понимание, интерпретацию и оценку влияния такого мышления на жизнь человека.
Программирование учит каждого ребенка принимать уникальные взвешенные решения, быть независимым и решительным в мире, где технологии повсеместны, помогает детям лучше прочувствовать специфику и суть самого цифрового мира, в котором мы живем, и, в некотором смысле, лучше подготовиться к нему.
Если объединить ключевые навыки, компетенции и преимущества, которые приобретают школьники в процессе изучения программирования, мы получим емкий список самых актуальных требований к любой образовательной системе.
Итак, основные преимущества изучения программирования в школе – это:
- Формирование и качественное развитие индивидуального творческого потенциала;
- Формирование и развитие критического и логического мышления;
- Формирование и усиление мотивации в обучении;
- Формирование навыков применения технологий в рамках базовых школьных дисциплин;
- Формирование способности решать проблемы разной сложности – самостоятельно и коллективно;
- Формирования и расширение устойчивых коммуникаций и умения сотрудничать и работать в команде;
- Приобретение и закрепление навыков взаимодействовать с ИКТ на уровне уверенного пользователя;
- Выявление уникальных способностей ребенка и возможность направить их в нужное русло;
- Формирование и улучшение самооценки и чувства собственной компетентности;
- Умение работать с информацией и использовать ее с образовательной целью;
- Формирование устойчивости к трудностям и проблемам;
- Формирование навыков самоорганизации и планирования времени.
Что принципиально важно – сегодня, к счастью, практически любой преподаватель может снабдить этими преимуществами во благо каждого ребенка. Для этого стоит лишь воспользоваться достаточными простыми в использовании и повсеместно доступными инструментами в виде обучающих онлайн платформ и приложений.
Вот некоторые, пожалуй, лучшие на сегодняшний день примеры ресурсов для обучения или преподавания программирования в школе:
1. Code.org
Одна из лучших и самых популярных обучающих программированию платформ сегодня. Некоммерческая организация, которая занимается расширением доступа к информатике для каждого ребенка в каждой школе по всему миру, предлагая соответствующие бесплатные курсы (Code Studio). Все они доступны онлайн и сочетаются с разными устройствами. Содержание включает в себя профессиональные учебные семинары для учителей, индивидуальные и групповые классы программирования для учеников, учебные пособия для начинающих, обучающие материалы, образовательные приложения, игры и многое другое.
Одно из лучших приложений Apple для обучения программированию. Имеет привлекательный интерфейс и простое в использовании. Учащиеся могут отслеживать процесс программирование пошагово на экране используемого девайса.
Это фактически игра, которая помогает детям учиться программировать: школьники создают и изменяют блоки кода, представленные в разных компонентах, перемещая и упорядочивая их. Просто и увлекательно для начинающего школьника.
4.Tickle
Вдохновителем Tickle называют именно Scratch. Дети учатся программировать, управляя роботами LEGO, WeDo 2.0, BB-8, Dash & Dot, Thedrones Airborne Cargo и Sphero.
5. Tynker
Предлагает забавные головоломки с пошаговыми инструкциями. В процессе программирования дети могут создавать свои собственные игры и квесты.
6.Kodable
Это фактически игра, посредством которой обучают программированию учеников начальной школы, а в некоторых случаях – детей с 4 лет. Приложение очень гибкое и легко работает с любым программным обеспечением. После получения инструкций дети просто выполняют команды в определенной логической последовательности, «оживляя» игровых персонажей.
Еще один удачный продукт от Apple в виде несколькоуровневой блоковой игры-головоломки для детей раннего возраста. Прекрасно сочетаем с iPad и iPhone.
Это интерактивная игра, в которой робот перемещается по «сетке». Дети должны запрограммировать его таким образом, чтобы он освещал каждый блок определенным цветом. Чаще всего используется для детей в возрасте от 4 до 8 лет и в обычной версии (смотреть выше) — для детей старшего возраста.
Это графическое приложение, которое позволяет детям программировать сложную среду с графикой, пространственной ориентацией и звуком.
10. Hopscotch
Предназначен для детей от 9 лет. Учащиеся управляют «строительными» блоками для создания своих собственных игр и программ.
11. Robot School
Это обучающая игра, предназначенная для детей от 7 лет. Когда R-obbie Robot терпит крушение на далекой планете, ребенок должен менять программные инструкции таким образом, чтобы направить его к источнику топлива, которое ему необходимо для возвращения домой.