АІ в бизнесе

Грузовые авиаперевозки в 2020 году: кризис, усугубляемый коронавирусом

Информационный ресурс Supply Chain Digital изучил влияние технологий на сектор логистики, в частности, текущее состояние авиаперевозок. Эффект, который оказывают смарт-технологии на все отрасли промышленности в мире, нельзя недооценивать. Влияние ИИ изменило методы работы компаний, особенно повлияв на авиационное направление логистики. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), спрос на воздушную транспортировку грузов в последние полтора года снизился. Исследования показали, что в 2019 году спрос упал на 3,3% по сравнению с 2018 годом, а производственная мощность, напротив, увеличилась на 2,1%. Это первый период снижения объемов грузоперевозок с 2012 года и худший показатель с 2009 года (в то время на цифры сильно повлиял мировой финансовый кризис).

Однако, результаты, показанные IATA, резко контрастируют с анализом McKinsey & Company за 2018 год, в котором предполагалось, что объемы авиаперевозок будут увеличиваться каждый год на 3% (до 2025 года, а возможно и до 2030 года). Наиболее популярными остаются наземные перевозки грузов, однако самыми быстрыми являются именно авиаперевозки. И хотя последние называют более дорогими, даже в условиях сокращения спроса производство скоропортящихся продуктов, химикатов и ценных грузов должно стимулировать логистику по воздуху, подчёркивают эксперты.

Из-за широкого внедрения технологий традиционные экспедиторы авиаперевозок находятся под большим давлением, чем когда-либо.Такое воздействие на отрасль создают три фактора извне:

  • специалисты по цифровым решениям для пересылки, предоставляющие платформы для одного или двух элементов цепочки поставок;
  • экспедиторы, использующие цифровые технологии и предлагающие широкий спектр транспортных услуг при низких затратах,
  • операторы связи, создающие и улучшающие цифровые каналы для качественного обслуживания клиентов.

Аманда Кинг (Amanda King), вице-президент и генеральный директор по аппаратному обеспечению Honeywell Connected Enterprise, считает, что индустрия авиаперевозок находится на грани огромных цифровых изменений, главным образом из-за изменений в поведении потребителей и поставщиков. Клиенты ожидают, что компании, занимающиеся грузовыми авиаперевозками, будут доставлять посылки быстрее и с большей точностью, сохраняя при этом затраты на конкурентном минимуме. Технологии трансформируют экспедирование грузов несколькими способами, например, робототехникой, автоматизированными системами, дополненной реальностью, дронами, большими данными и т.д.
Логистической отрасли, по мнению экспертов, еще предстоит наверстать упущенное по сравнению с другими направлениями промышленности. Последний крупный, определяющий отрасль скачок в логистике произошел в середине 20-го века с появлением стандартизированного морского контейнера, и с тех пор многие процессы в отрасли остаются неэффективными, традиционные LSP пытаются внедрять инновации, но у них не всегда это получается. Грузоотправители, как и их клиенты, в значительной степени зависят от электронной почты, телефонных звонков и электронных таблиц Excel для выполнения процессов закупок. По оценкам, в настоящее время менее 10% логистической отрасли используют электронные закупки, и только 1% мирового объема грузоперевозок совершается в цифровом формате.

Благодаря внедрению E-AWB (электронная авианакладная) индустрия логистики значительно повысила эффективность. Устранение необходимости в бумажной документации показало своё преимущество в оптимизации процесса обработки грузовых авиаперевозок. В дополнение к этому, E-AWB позволяет авиакомпании предоставлять некоторым экспедиторам информацию в электронном виде до момента доставки, а значит, они могут бронировать свои грузы с помощью смартфона прямо на складе перевозчика без необходимости стоять в очереди на стойке регистрации. Этот процесс обеспечивает максимально эффективную обработку грузовых перевозок, экономя время и деньги.

Сейчас IATA не питает иллюзий по поводу будущего авиаперевозок. Ситуацию усугубляет эпидемия коронавируса COVID-19. С учетом всех введенных ограничений она, безусловно, будет тормозить экономический рост и, вероятно, 2020 год станет еще одним сложным годом для грузовых авиаперевозок.