Образование

Data literacy: грамотность данных как базовый навык современного ребенка

По данным Forbes, в мире ежедневно создается 2,5 квинтиллионов байт данных, и это число только увеличивается, поскольку в сети входит всё больше пользователей. В наши дни данные являются второй валютой, вот почему дети с раннего возраста должны узнавать о том, как имеющийся контент можно использовать для личной выгоды, социального взаимодействия и адаптации к мировым тенденциям. Ключом к этому умению является изучение науки о данных в школе. Образовательные программы предусматривают для этих целей такие предметы, как математика, робототехника, информатика. Независимо от способностей ребёнка, ему необходимы базовые принципы технической грамотности. В США такое умение называют data literacy (грамотность данных).

Степень грамотности ребёнка зависит от того, насколько хорошо он способен оценивать информацию, подвергает ли её критическому анализу, а также от того, как именно он понимает и использует учебные материал или данные, которые получает из Интернета. С учётом такой тенденции программы STEM в школах становятся всё более популярны. Независимо от того, включены ли они в базовую школьную программу или преподаются на внеклассных занятиях, дети получают необходимые навыки.

Компания MakerKids (Торонто, Канада) разработала внеклассные программы специально для развития data literacy, поскольку она способствует многоуровневому мышлению. На занятиях дети учатся работать с данными, разбираются в том, как работает окружающий мир. Эти занятия сочетают в себе несколько дисциплин:

  • робототехнику;
  • программирование;
  • кодирование;
  • веб-дизайн.

Понимание взаимосвязи «если/то» в программировании напрямую способствует развитию критического мышления и логики у школьников, учит их оценивать ситуацию, задавать правильные вопросы и осознавать, какие входные данные нужны для получения конечного результата. Одна из задач таких уроков – дать детям понимание того, что информацией, как и числами, можно манипулировать, а также подготовить их к предварительному оцениванию любой практической задаче и постановке правильных вопросов для её решения.

Ещё одна функция занятий по кодированию и программированию – разобраться, достоверен ли источник данных, откуда они поступают. Педагоги должны донести до учащихся различие между «поддельными новостями» и научными данными, подкреплёнными исследованиями. Это поможет детям в будущем принимать решения, основанные на фактах. Немаловажно и то, какой информации стоит доверять и какую считать важной, как собрать и проанализировать данные, которые нужны для исследования или контрольной работы по кодированию?

В качестве примера сбора и анализа информации специалисты MakerKids используют программу Robotics. Ученики разрабатывают сигнализацию для кошек, активируемую датчиком движения, и специальная программа подсчитывает, сколько раз животное проходит мимо дверей спальни. Также учащимся предлагают написать специальные программы для видеоигр, подсчитывающие количество забитых голов и т.д. Такие практические задания позволяют детям по-новому взглянуть на окружающий мир и подумать, как они могут повлиять на него.