Аналитика

Инвестиции в цифровые технологии: почему сейчас самое время?

~ 4 мин

Для лидеров бизнеса и сотрудников, привыкших к «традиционным» методам работы, пандемия зазвучала с удвоенной угрозой

Целые отрасли, по-прежнему полагающиеся исключительно на человеческий ресурс и стандартное рабочее место, сталкиваются с совершенно немыслимыми препятствиями, которые невозможно преодолеть без digital-решений. В то время как новая, цифровая экономика больше не приемлет бизнес-модель игры с нулевой суммой и ставит четкий акцент на создании общей стоимости.

1. Клиент всегда в приоритете

Исследование Forrester Consulting, проведенное по заказу Accenture Interactive, показало, что, по мнению преимущественного большинства руководителей компаний, ключевыми факторами цифровой трансформации являются прибыльность, удовлетворенность клиентов и увеличение скорости выхода/возврата на рынок.

Говоря о стратегических приоритетах с перспективой на грядущий год, с учетом нынешней кризисной ситуации, руководителей бизнеса спросили, какой из них они бы назвали основополагающим. Почти все опрошенные отметили «улучшение опыта взаимодействия с клиентами любыми способами», после чего уже последовали увеличение доходов, улучшение дифференциации и снижение затрат/оптимизация ресурсов.

Безусловно, тут легче сказать, чем сделать, но критически важно понимать: клиенты, в числе которых не только крупные отраслевые предприятия, но и среднестатистические потребители, начали подбираться к «цифре» еще до того, как мир фактически закрылся на карантин. Поэтому, согласно все тому же исследованию, большинство из них хотят именно цифровых каналов реализации услуг, и эта потребность будет нарастать не в связи со страхом социальных коммуникаций, а безоговорочных преимуществ «платформенного» онлайн-сотрудничества.

2. Комплексный сервисный подход

Преобразование бизнеса является основной проблемой в управлении изменениями. Но именно эти изменения (модели бизнеса, управления, кооперации, форм разработки и продвижения продукта, организации рабочих процессов, корпоративной культуры) и обеспечивают в перспективе ожидаемый рост производительности, конкурентное преимущество, развитие и при этом — исключительное качество обслуживания клиентов, без активности и удовлетворенности которых нет смысла реализовать предпринимательскую инициативу в принципе.

Некоторые компании, например, считают свидетельством цифровых преобразований переход от локальных систем к гибридным облакам. Другие модернизируют только финансовое программное обеспечение, используя популярные нынче системы ERP, включающие аналитику в режиме реального времени. Третьи используют digital-технологии только для улучшения качества обслуживания. Однако, без комплексного стратегического подхода в существующих бизнес-процессах и продуктах такие проекты квалифицируются, скорее, как оптимизация, а не трансформация, а эта разница принципиально важна при инвестировании средств в преобразование. Кроме того, на сегодняшний день преобладающая часть компаний-разработчиков/интеграторов/провайдеров программного обеспечения все чаще предлагают и даже настаивают на комплексных «пакетных» сервисных решениях для трансформации всего предприятия, а не только ряда опций и процессов. Остается лишь определить цену вопроса и реально оценить свои возможности.

Смягчить тревогу от перспективы цифровых перемен, впрочем, поможет осознание текущего темпа роста их востребованности в мировых масштабах: согласно исследованиям IDC, инвестиции в локальные цифровые решения и комплексные кейсы увеличились в совокупном годовом приросте на 17,5% до 7,4 трлн. дол., не взирая на коронакризис, и эта цифра вырастет еще в разы до 2023 года.

3. Ориентир на беспроигрышные технологии

При всем изобилии современных инновационных решений для производства и офиса, практически все они если не прямо, то косвенно подразумевают автоматизацию ряда ключевых процессов, за счет чего и достигается оптимизация ресурсов и бизнес-деятельности в целом.

Автоматизация (RPA) в основном базируется на программировании и опирается на API для интеграции различных систем в комплексе с целью выполнения задач в соответствии с установленной стратегической целью. А RPA с использованием искусственного интеллекта (гиперавтоматизация) и вовсе не отдаст пальму первенства ни одной другой технологии в ближайшей перспективе, так как наиболее прогрессивна, оптимальна, адаптивна и «умна».

Согласно анализу Gartner, решения по гиперавтоматизации, где в бой вступают целые комбинации различных передовых цифровых инструментов, позволяющих быстро масштабировать преобразование бизнеса, — неоспоримый залог твердой конкурентной устойчивости на рынке при любых обстоятельствах. Gartner прогнозирует, что к 2024 году большая часть организаций во всех отраслях сократят свои эксплуатационные расходы минимум на 30% посредством объединения технологий гиперавтоматизации с переработанными операционными процессами. Уже состоянием на сегодняшний день COVID-19 ускорил этот процесс вдвое, если сравнивать с аналогичным периодом 2019 года.   По оценкам Grand View Research, к 2027 году объем рынка RPA будет составлять 10,7 млрд. дол., притом спрос на соответствующие решения так же связывают ни с чем иным, как с коронакризисом: мировой бизнес стремительно трансформируется в цифровой, даже когда приходится жертвовать инвестиционными возможностями.