Аналитика

Универсальная бизнес-вакцина от страха цифровой трансформации, которую не нужно ждать

~ 5 мин

2021 станет настоящей прививкой от самоуничтожения для сильных и смелых, и приговором для слабых и неуверенных в будущем жизнеспособности своей компании

Chybatyuk-analytics

В 2020, пока значительная часть мира попеременно отсиживает карантин, бизнес-ландшафт перестраивается в ответ на вызовы кризиса, и цифровые сервисы трансформируются едва ли не в привычку бытия. Притом как для тех, кто хочет сохранить прежнюю докоронавирусную устойчивость, так и для тех, кто банально испытывает чувство голода, понимая, что оно будет усиливаться с каждым днем. 

А как там у нас?

Дилемма умных, но простых вещей 

На фоне вроде как вразумительных сторонних экспериментов, мы, в своем большинстве и в лучших традициях украинского экзистенциального вакуума, почему-то предпочитаем испытывать себя на прочность, которой не имели и до того, как накрыло безвозвратно. Интересно, что даже для ведущих международных аналитиков Украина, в частности, является без преувеличения парадоксом. Еще недавно — одна из сильнейших ИТ-укомплектованных стран, которая буквально выдавила лучших специалистов за собственные границы, в то время как оставшиеся в индустрии компании формируют у представителей других индустрий не надежду, а раздражение и недоверие. 

А теперь ликбез для прозрения до сих пор не прозревших: вопреки всем законам физики, мы интенсивно отматываем время вспять. И это сопротивление стало настолько заметным на уровне всего государства, что, не взирая на всеобщий кризис, Западный мир оказывает «финансовую поддержку» Украине в направлении цифровой трансформации. Потому что на том этапе, когда Западный мир (и уже не только) не представляет себе в принципе работающую экономику без цифры, Украина не может справиться даже с прикладными диджитал-инструментами и документооборотом, а бизнес – с приложениями для работы онлайн и оптимизации собственных ресурсов. 

Сложно сказать, насколько рационально будут использованы до 2024 года 25 млн. евро от ЕС, задекларированные для развития сферы предоставления госуслуг в интернете и усиления сетевой кибербезопасности, так как до сегодняшнего дня рынок доступных цифровых решений позволял это сделать красиво и цивилизованно без привлечения сторонних инвестиций. Но то, что бизнес должен взять это на свой счет и перестать верить в чудо, — более чем очевидный факт для каждого уважающего себя руководителя компании, понимающего запущенность ситуации. 

2021 подарит надежду, но не время 

До пандемии бизнес-инвестиции были сильно сосредоточены на фундаментальных технологиях, а не на новых. Цифровые онлайн инструменты вошли без шума, зато не обошлось без него, когда подавляющее большинство предприятий взвыли в результате неготовности и к настоящему, и к будущему. 

Сегодня уже не каждый и правда потянет масштабируемую ИТ-инфраструктуру, но дружить с ее составляющими неизбежно придется ввиду существующих прогнозов:  

  • Товары и услуги. Цифровые продукты и оцифровка продуктов год назад – разные вещи и способ переосмыслить свои бизнес-модели и отношения с клиентами. Сегодня – отдельные составляющие единой рабочей бизнес-модели и способ сохранить продажи/спрос. Ожидается, что к концу 2021 мировой ритейл оцифрует почти 90% портфеля всех существующих товаро-услуг, а более 20% из всех компаний создадут и будут поддерживать отдельные цифровые подразделения для запуска и промоушена новых предложений. Украинский ритейл заходит в эту экосистему медленно, но рано или поздно она поглотит его целиком, поэтому осваивать элементарные диджитал-платформы нужно было начать вчера. 
  • Офис и сотрудничество. Практики калибра Virtual Desktop Infrastructure/Virtual Corporate Communications/Office Online-Management существуют давно, а в 2021 станут ключевой основой взаимодействия всех звеньев бизнес-процессов и их участников. Мировой запрос на организацию виртуальных рабочих мест только за последние полгода вырос на 60%. Выход из локдауна и обещанные успехи вакцинации от коронавируса не откатят этот процесс к прежним каналам коммуникации, которые оказались менее эффективными по факту перехода на онлайн-платформы. Тем более, что даже небольшая компания сегодня может позволить себе стандартный пакет цифровых инструментов, позволяющих организовать работу сотрудников/подразделений без необходимости капитальной цифровой трансформации. Выживут те, которые сохранят и разовьют существующую для этого ИТ-инфраструктуру, а не наоборот – уничтожат/урежут ее в порыве сэкономить. 
  • Клиенты и партнеры. Пандемия буквально вынуждает искать минимум, который реально сделать, чтобы получить максимум от клиентов/партнеров. Традиционными методами эту задачу не решить. И представления о том, что они до сих пор работают, проживут ровно столько, сколько проживет ваш бизнес без диджитал-решений для укрепления Partner Operations Support. В 2021 «мертвые» оффлайн-каналы начнут отваливаться, лишая предприятия кислорода. Притом происходить это будет не только по причине приоритезации цифровых коммуникаций, но и по причине приоритезации непосредственно компаний – в качестве потенциальных партнеров, которые их используют. До обмена инновационными ценностями (за счет внедрения ценообразования на основе результатов) украинская бизнес-среда еще не дозрела, но «покалывание в теле» уже ощущает, хоть и пока молчит. 
  • Отраслевая доступность. Сам принцип прост: продажи будут там, где будет доступна кнопка «купить». А вот исполнение может оказаться сложным. До кризиса многие выбирали между, например, Shopify и индивидуальным тегированием, или между Facebook Shops и Amazon Business. В 2021 придется экспериментировать и объединенять разные каналы, отслеживая продуктивность конкретной отрасли. Плюс потребуются финансовые вливания в персонализацию и управление цифровыми активами. То есть, уже сегодня для того, чтобы заявить о своей «диджитализации», недостаточно повысить рейтинг в поисковых системах и запустить одно приложение. 

Собственно, пандемия уже показала, что для любой компании, вне зависимости от масштаба и отрасли, критически важно держать за пазухой цифровые кейсы, позволяющие в сжатое время трансформировать бизнес-модель и не допустить выгорания имеющихся ресурсов. И никто, кроме каждой конкретной компании, не возьмет на себя ответственность за выбор соответствующей стратегии. А 2021 станет не столько катализатором новых цифровых сдвигов, сколько продемонстрирует, как каждый оценивает свои реальные шансы остаться участником рынка.