Аналитика

Просто о сложном: для успешной цифровой трансформации бизнеса необходимы желание остаться на рынке и план действий – остальное сделают готовые решения

~ 5 мин

Ввиду того, насколько стремительно мы приближаемся к принятию технологий, независимо от кажущейся неготовности к переходу на новые бизнес-модели, понимание цифровой трансформации стоит освежить

Чубатюк, цифрова трансформація

Во-первых, это не приговор для предприятия, которое, к примеру, только учится продавать онлайн и считать доходы или убытки в приложении на смартфоне, а перспективные и ожидаемые сдвиги в каждом аспекте бизнес-деятельности, которые в корне меняют ее ценность как для самого владельца бизнеса, так и для заинтересованных сторон, партнеров, поставщиков и клиентов. 

Во-вторых, чаще всего одно удачно внедренное цифровое решение способно радикально изменить саму модель того, что мы называли бизнесом в принципе до его преобразования. После этого взгляды даже на нынешний конкурентный ландшафт больше никогда не будут прежними. 

В-третьих, мы привыкли, что любые преобразования тяжелы, и с точки зрения глобального подхода должны начинаться «сверху» с ориентиром на комплексный охват. Процесс порой длительный и требует консолидации больших усилий и ресурсов. Но пандемия настолько притормозила этот мир, насколько одновременно его и ускорила, что сегодня для старта цифровой трансформации бизнеса, объективно, необходимы желание остаться на рынке и план действий – остальное сделают готовые решения. Последних просто не счесть, а вот план нужно будет качественно проработать. 

Важные моменты стратегического планирования 

Согласно исследованию McKinsey, успех цифровой трансформации делится на 5 ключевых факторов: 

  1. Анализ рынка готовых решений и способов их адаптации/интеграции; 
  2. Поиск посредников/партнеров для внедрения и реализации решения;
  3. Создание минимальных возможностей ИТ-инфраструктуры для организации работы необходимых сервисов;
  4. Решение точечных кадровых вопросов для сопровождения внедренных сервисов или имплементация партнерской поддержки для обеспечения бесперебойности процесса;
  5. Стратегия и план поэтапного перехода на дополнительные цифровые обновления и решения задач с помощью цифровых каналов. 

 Размышляя на тему диджитал-преобразования бизнеса, придется углубиться и в их типы – помимо универсальных программных решений, существует много тех, которые ориентированы на конкретные аспекты:

  1. Индустрия/отрасль;
  2. Форма/размеры предприятия/организации;
  3. Количество сотрудников; 
  4. Возможности ИТ-инфраструктуры и ее наличие в принципе;
  5. Стратегия распределения капитальных ресурсов. 

 Не существует «серебряной пули» для решения всех вопросов одновременно, каждая компания-поставщик цифровых продуктов работает по-разному в соответствии с уникальной ситуацией отдельного предприятия. В то же время, при развертывании преобразований каждое внедрение должно стать продолжением предыдущего этапа для комплексного охвата и стабильного функционирования. 

     Есть хороший прагматичный способ сделать этот путь понятным и эффективным изначально:

  • Необходимо проанализировать услугу/продукт на каждом из этапов реализации – пересмотреть процессы разработки, создания, производства, эксплуатации, маркетинга;
  • Необходимо установить четкие цели трансформации: оптимизировать маржу, сократить расходы/время, улучшить качество, изменить каналы реализации/пути взаимодействия с клиентами и т.д.;
  • Необходимо тщательно изучить опыт конкурентов, которые уже изменили свою бизнес-модель, намереваясь решить аналогичные вопросы посредством внедрения конкретных цифровых решений. 

     Для преобразования самой бизнес-модели:

  • Необходимо сосредоточиться на определенной части бизнеса, которая может пройти цифровую трансформацию наиболее успешно и показать первые положительные результаты, — это запустит сам процесс преобразований в нужном направлении;
  • Необходимо оговорить с партнерами ожидаемые преимущества и обсудить перспективу «отдачи», чтобы понимать, какие технологии могут быть наиболее оптимальны для каждой стороны;
  • Необходимо просчитать вектор развития компании, если даже только ее часть перейдет на цифровые каналы реализации услуги/продукта, так как эти изменения в любом случае скажутся на ее рыночных возможностях и показателях.  

Статистика и стимулы

Согласно опросу, проведенному Econsultancy and Marketing Week, пятая часть крупных предприятий в мире инвестировали средства в цифровую трансформацию только в последние несколько месяцев. Из более чем 300 респондентов глобальных предприятий каждый пятый (19%) сообщил, что его компания увеличила расходы или инвестировала сбережения в новые стратегические инициативы по запуску ряда цифровых решений в бизнес-процессы. Четверть всех опрошенных (23%) указали, что их расходы на технологии или ИТ-инфраструктуру увеличились невзирая на сложные времена. Все они уверены, что такие действия окупятся быстрее, чем, собственно, закончится пандемия. 

Безусловно, для многих предприятий инициатива в области цифровизации чего бы то ни было остается непобедимым героем. Но, по мнению многих экспертов на рынке аналитики, включая ведущих Gartner, McKinsey и CBInsights, долгосрочная перспектива все равно это исправит, так как выбор будет однозначным: диджитал-концепт или полное отмирание компании — какими бы востребованными ни были изначально предоставляемые ею услуги. 

 Хорошей новостью является то, что кризис стал очевидным стимулом для того, чтобы заставить большинство трансформировать даже не столько сам бизнес, сколько свои привычки и отношение к ведению дел. Сотни, если не тысячи существующих компаний открывают цифровые каналы и выходят на онлайн-площадки просто от безысходности, а по факту это дает им новую жизнь на рынке и формирует определенные конкурентные преимущества. 

 Пока что пандемия до сих пор четко разделяет победителей и отстающих, но благодаря этому можно отчетливо проанализировать, за счет чего та или иная компания успешна. Многие лидеры укрепляют свои позиции с помощью единичных готовых цифровых решений, которые быстро и эффективно превращают проблемы в преимущества, и такие кейсы нужно изучать особо тщательно.

О культуре в контексте технологий

На Западе, говоря о цифровой трансформации, вкладывают в контекст культурные и организационные аспекты. И неспроста — это не просто тренд, а то, без чего нет смысла браться за преобразования в принципе. Переход на технологии, каким бы ни было решение, и какие бы надежды на него не возлагались, требует переоценки приоритетов, корпоративного принятия и вовлечения, открытости к цифровым реалиям, новых стандартов мышления и разумного движения к поставленной цели. Нужны гибкость и даже изворотливость, ориентир на данные и эксперименты, навыки быстрого принятия решений, коммуникации с бизнес-средой, распределения капитала и ресурсов в перспективном направлении. Любой выбранный и интегрированный диджитал-кейс будет определять темпы ускорения компании и генерировать ее стоимость. И, по мере продвижения от одного элемента к другому, именно культурные и организационные преобразования станут основой для того, чтобы сделать инновационные решения устойчивыми и масштабируемыми.