Аналитика

Посткризисные бизнес-компетенции: Неготовность к комплексной цифровой трансформации не равносильна отказу от внедрения технологий, необходимых для выживания в новом мире

~ 6 мин

Кризис COVID-19, как ни странно, стал мощнейшим ускорителем цифровых технологий, сделав их центральным элементом практически каждого взаимодействия, и это вынуждает как предприятия, так и госсектор стремительно продвигаться вверх по кривой принятия соответствующих решений почти мгновенно

Посткризові бізнес-компетенції

Безусловно, многие страны, включая Украину, существенно отстают в понимании мира, в котором цифровые каналы фактически стали основной (а в некоторых случаях единственной) моделью коммуникации с клиентами, а автоматизированные процессы — главным фактором повышения производительности и фундаментом гибких, прозрачных и стабильных цепочек поставок. 

В то же время это лишь индивидуальные особенности восприятия, устройства и специфики конкретных государств, которые никак не влияют на общие мировые тенденции. Рано или поздно диджитализация зайдет на каждый внутренний рынок, ни у кого не спрашивая разрешения и не щадя устаревшие методы работы в каждой из существующих на сегодняшний день индустрий. 

1. Фокус на технологии: этап освоения и принятия 

Не принципиально важно на какие, когда это первые попытки, утверждают эксперты McKinsey. Резкий переход к виртуальным операциям и взаимодействиям, как внутри, так и за пределами организации – не испытание на прочность в условиях кризиса, а тест на новые возможности и шанс прощупать тот успех, который ранее не был доступен. 

Даже самые простые, но еще неопробованные на внутреннем рынке инструменты цифровой трансформации хотя бы части бизнес-операций и продуктов уже по факту ускоряют процесс развития бизнеса, а также тщательного изучения и освоения технологий, с которыми можно экспериментировать и зарабатывать деньги. Притом каждый из этапов взаимосвязан и осваивается по мере оценки первых результатов и постепенного масштабирования. Быстрый переход к цифровым технологиям, на самом деле, помимо неготовности к его принятию, не всегда может выявить ключевые цели и потенциальные проблемы с текущими возможностями и приоритетами организации. В то время как внимательный анализ и выстраивание стратегии диджитализации «по кирпичикам» дает более широкий обзор того, насколько адаптивны ресурсы и финансовые способности компании к реорганизации своей деятельности. 

Вот главные факторы, на которые нужно обратить внимание в первую очередь для быстрого и успешного освоения технологий: 

  • Оценка рисков. Нельзя просто взять и вложить последние деньги в ПО для управления и трансформации бизнеса, если нет четких ориентиров в отношении продукта/услуги и потребительской аудитории, а также финансовой «подушки». Кроме того, цифровые инструменты продолжают цель, а не формируют ее: необходимо качественное конструирование концепции — для чего внедряется та или иная технология, как и для чего она будет взаимодействовать с клиентом и рынком.   
  • Безопасность данных. Удаленная работа и необходимость применения многих онлайн-сервисов для коллективного решения организационных и прочих бизнес-задач продемонстрировала неготовность и непонимание многих компаний, руководителей и сотрудников критической важности соблюдения конфиденциальности данных. Для того, чтобы их использовать и повышать производительность, их необходимо обезопасить, и это первоначальная задача на старте перехода даже к самым простым цифровым инструментам. Впрочем, большая часть из ныне существующих предусматривает соответствующие пакеты обслуживания в рамках одной системы. С – сервис.
  • «Пространство» для масштабируемости. Реализовать продукт/услугу в оффлайн магазине до кризиса, а потом делать это онлайн во время и после не подразумевает цифровую трансформацию бизнеса. Онлайн-коммерция – важная составляющая сегодняшней экономики ввиду повсеместных карантинных мер, но не имеет ничего общего со стремлением выйти на новый уровень предпринимательства с помощью инновационных диджитал-подходов. Однако, если дошло до их внедрения, — необходимо заранее спланировать поэтапность процесса и сформировать четкий ориентир и «пространство» для развертывания технологий. Если концепция окажется успешной, потребуется не одно цифровое решение для масштабируемости проекта. 
  • Юзабилити. Тут на самом деле нужно осознать одну важную вещь: в настоящее время у клиентов и деловых партнеров особо и нет другого выбора, кроме как получить доступ к вашим продуктам или услугам с помощью ваших новых цифровых предложений. Возможности клиентов и деловых партнеров по сути сейчас ограничены с точки зрения реализации/приобретения так же, как и ваши. Поэтому принципиально не просто создать качественный продукт/услугу, а наладить и запустить цифровой процесс их продвижения и продажи. Вот почему цифровая трансформация критически необходима хотя бы с ориентиром на точечные внедрения. 

2. Фокус на анализ: этап понимания и формирования ориентиров

Даже для частичного, но быстрого развертывания цифровых решений требуется одновременное изменение всех составляющих самой бизнес-модели и метода взаимодействия с клиентами/партнерами/потребителями. Именно сейчас бизнес получил ценное время для наблюдения за эффектами коммуницирования между разными переменными этого процесса. 

Тут, пожалуй, одним из самых актуальных наглядных примеров послужит именно сфера медицины. Поставщики медицинских услуг столкнулись с как никогда высоким спросом (связанным не только непосредственно с COVID-19, который создал основную нагрузку), в то время как их традиционные каналы предоставления услуг были существенно ограничены и не рассчитаны на выход из образовавшегося коллапса. И все это в контексте строгих законов о конфиденциальности. В результате, прямо в процессе пандемии были быстро протестированы и эффективно внедрены цифровые решения (многие из них уже стали фактически протоколами для использования в сфере здравоохранения), которые раньше вообще отсутствовали в медучреждениях и даже не рассматривались в перспективе. Сегодня же преимущественное большинство медучреждений, даже при временном отсутствии возможности трансформироваться, стали как минимум ориентироваться на сформировавшиеся буквально за несколько месяцев тенденции. Так произошел огромный скачок в развитии технологий дистанционного обслуживания пациентов, включая телемедицину (к примеру, MyChart от Yale Medicine), которые обеспечили людям доступное и безопасное решение их проблем. 

По аналогичному принципу розничный продавец, например, уходит в онлайн и выпускает новое приложение для доставки продукта по всей стране, но при этом может одновременно тестировать дополнительные варианты масштабируемости платформы, чтобы та располагала новыми цифровыми опциями: 

  • Можно рассмотреть альтернативные каналы сбыта и механизмы продвижения;
  • Можно отталкиваться от прибыльности в зависимости от региона и формата магазина;
  • Можно проверить, могут ли технологические партнеры масштабироваться в других магазинах для поднятия продаж в рамках партнерства;
  • Можно адаптировать базу поставщиков под реализацию новой модели обработки и реализации продукции;
  • Можно кооперироваться с конкурентами с акцентом на увеличение продаж, а не на уникальность, используя одну цифровую аналитическую платформу.  

Все это реально сделать сегодня в сжатые сроки благодаря широчайшему спектру программного обеспечения. Да, одновременное смещение сразу нескольких переменных в привычной бизнес-деятельности увеличивает степень сложности интерпретации результатов. Тем не менее, компании, которые уже инвестировали, например, в AI, в любом случае окажутся в выигрыше. Финансирование в технологии сейчас, даже если вы еще не начали, — окупится в посткризисный период.

3. Фокус на обучение: этап приобретения новых навыков и возможностей 

Тут есть два ключевых аспекта, которые важны в связке, если решение продолжать бизнес однозначное и вызывает интерес к будущему, а не стенания по прошлому:

  1. Руководитель не осуществит цифровую трансформацию, даже когда сервис внедрит и запустит необходимые цифровые бизнес-инструменты с нуля, если не будет в курсе происходящего на рынке программного обеспечения, ключевых технологических трендов, целесообразности и самой сути диджитализации операционных процессов и возможностей новых цифровых предложений на рынке;
  2. Сотрудник не получит работу в компании, которая опирается в реализации своих целей на цифровые инструменты и новые возможности бизнеса, и не сможет прогрессировать на уже имеющемся рабочем месте, если проигнорирует необходимость приобретения новых навыков и компетенций для повышения собственной ценности и квалификации.  

Прогресс и получение успеха даже в виде банальной, но очень ожидаемой прибыли, не возможны без вовлеченности. Если ресурсов и стимулов временно недостаточно для экспериментов с цифровыми технологиями, это не значит, что не нужно их изучать и налаживать коммуникации с партнерами и адаптерами. Оперирование информацией в данном векторе и готовность выйти на рынок в новой «оболочке» в любой момент критически и стратегически важны. Быстрый переход к полной шкале во всех типах цифровых операций и интерфейсов действительно часто приводит к возникновению ряда проблем. Но, во-первых, обычно это вызвано как раз отсутствием заблаговременного прощупывания каждого звена решения, а, во-вторых, — подобный опыт, как правило, у всех на виду, и его необходимо изучать.