Аналитика

Осознанная «цифровая зрелость» и финансовые показатели: В чем смелые преуспевают, а неуверенные – проигрывают

~ 6 мин

Итоги одного из последних исследований Deloitte 2020 убедительно подтверждают прямую взаимосвязь улучшения финансовых показателей компаний и внедренных ими цифровых решений для оптимизации и преобразования бизнес-модели

Чубатюк-аналітика

Положительные результаты были отмечены у более 30% из тех, кто воспользовался теми или иными диджитал-инструментами, не взирая на кризис и экономические трудности. Более 10% предприятий, имеющих «цифровую зрелость» благодаря более ранним инициативам по трансформации, вообще заявили о росте чистой выручки и рентабельности, даже значительно превышающие их средний отраслевой показатель, так как переход в онлайн и облачные сервисы открыли им более широкие пути реализации товаров и услуг за пределами внутреннего рынка. Такая закономерность сохраняется во всех отраслях.

Важно отметить, что тут не столько принципиально то, в какой степени цифровая трансформация оказала общее положительное влияние на бизнес, а то, в каких масштабах минимальные усилия монетизируют поставленные цели. Принятие программного продукта в качестве базового вспомогательного средства для развития и стабилизации бизнеса, по сути, и является «цифровой зрелостью», которой сильно гордится западный мир, и которую не всегда адекватно трактует для себя предпринимательская среда стран третьего мира. И, тем не менее, по прогнозам Deloitte, все мы рано или поздно оцифруемся, вопрос лишь в том, произойдет это впопыхах и от безысходности, или прагматично и с пониманием следующих опорных бизнес-кейсов.

1. Общая эффективность

Интегрированные в комплексе цифровые инструменты позволяют сформировать и запустить единый механизм эффективной работы предприятия за счет его погружения в диджитал-среду. Поэтому негативные внешние факторы не оказывают на его деятельность существенное влияние и не нивелируют поставленные финансовые цели.

Например, страховому гиганту Guardian Life модернизированная цифровая инфраструктура помогла не просто сократить расходы, а обеспечила максимальную гибкость всех осуществляемых операций и ускорила взаимодействие с каждым нужным участником рынка – партнерами, клиентами, поставщиками и даже потенциальными новыми сотрудниками. Компания переместила более 200 своих приложений в общедоступное облако, благодаря чему без потерь закрыла последний центр обработки данных еще вначале года. По словам ИТ-директора Guardian Life, расходы, связанные с дальнейшим запуском необходимых программных решений теперь не рассматриваются как «рисковые», более того – они снизились на 20–30% после миграции в облако. Также решение помогло существенно облегчить и ускорить переход всей компании к более эффективному подходу к процессу разработки новых продуктов и усовершенствованию существующих, поскольку задачи максимально четко распределены между сотрудниками и топ-менеджментом. Первые могут тратить больше времени и ресурсов на тестирование и обучение, а вторые — контролировать процесс в режиме реального времени, занимаясь при этом более важными вопросами.

2. Общий рост выручки

Цифровая трансформация изначально «выросла» не сугубо из определенных возможностей технологий, способствующих более быстрому достижению результата, а, как ни странно, из запросов клиентов/потребителей с их растущими требованиями к качеству и условиям обслуживания.

Есть масса исследований, показывающих, насколько резкий рывок совершили многие компании по всему миру в определенный промежуток времени, когда потребительский спрос уперся в желание получать что-то принципиально новое прогрессивными методами. Нынешний пул программных решений превысил ожидания многих во всех действующих областях, притом зачастую требуется малость для получения масштабного результата.

Например, сеть ресторанов быстрого обслуживания Chipotle продемонстрировала одну из лучших характерных практик увеличения дохода и удовлетворенности клиентов благодаря вовремя интегрированным цифровым инструментам. Компания всего-навсего «правильно» обновила свое мобильное приложение накануне кризиса, чтобы пользователи могли максимально быстро и удобно персонализировать свои заказы, и внедрила ПО на базе искусственного интеллекта, который успешно справляется с приоритетами людей в еде, ее оплате и способах доставки. В результате цифровые продажи Chipotle увеличились более чем на 100% спустя уже первый год применения и показали рост даже в период текущего кризиса.

3. Общее улучшение качества услуг

Многие из цифровых технологий, в частности, ПО для обработки данных, ведут непрямым путем к увеличению продаж – за счет оптимизации ресурсов, трансформации финансовых операций, сокращению производственных затрат посредством автоматизации процессов и т.д. Они рассчитаны, скорее, на то, чтобы улучшить качество самого продукта/услуги, позволяя адаптировать их к потребностям как имеющихся, так и потенциальных клиентов.

Такой выбор часто присущ крупным предприятиям, имеющим за плечами опыт внедрения цифровых технологий разного целевого спектра. 

Например, компания Rolls-Royce уже не первый год успешно использует ПО, которое анализирует данные датчиков производимых ею реактивных двигателей, чтобы повысить их топливную эффективность. Основываясь на этой возможности, компания может буквально оперировать прогнозами на топливные затраты своих клиентов-авиакомпаний. Это позволило Rolls-Royce сформировать и развить собственную бизнес-модель, в рамках которой реактивные двигатели можно не напрямую продавать, как годами ранее (сложный затратный процесс из-за постоянных колебаний цен на топливо на рынке), а, основываясь на реальных перспективах топливной ценовой политики, зарабатывать на их аренде. Кроме того, анализ данных датчиков в режиме реального времени позволяет Rolls-Royce извлекать больше выгоды, взымая плату не только за использование двигателя, а и его отдельных запчастей, а также услуг по ремонту (что, помимо прочего, дополнительно повысило общую безопасность обслуживания). 

4. Общая удовлетворенность клиентов

Клиент боится кризиса не меньше, чем бизнес, который за него держится. Их финансовые ценности плотно взаимосвязаны и переплетены вечным поиском лучших и наиболее комфортных путей сотрудничества. Повышая качество обслуживания клиентов, бизнес повышает свою конкурентоспособность. В условиях кризиса способ решить эти задачи — один: использовать цифровые каналы коммуникации, тестирования, продвижения и реализации.

Например, крупные международные бренды одежды используют в своих онлайн-сервисах специальное ПО для постоянного анализа потребительских предпочтений и реакций на нововведения. Промышленные предприятия используют специальное ПО для моделирования спроса на ту или иную продукцию перед тем, как инвестировать в запуск отдельной производственной линии для ее изготовления. Фармацевтические компании используют специальное ПО для анализа активности потребления того или иного препарата и реакции на него, отталкиваясь от собранных отзывов и реальных медицинских показателей.

Ирония в том, что для получения требуемого результата часто нужно одно верно подобранное интегрированное решение. В то время как многие подтормаживают именно потому, что слишком усложняют процесс, с которым изначально не знакомы.   

5. Общий ориентир на рост и инновации

Помимо факторов, описанных выше, более высокие финансовые показатели компаний с более внушительным капиталом связаны с их склонностью ценить инновации и рост как выгоду от своих цифровых инвестиций.

Когда респондентов из более зрелых организаций просили назвать главное преимущество цифровой трансформации для их функциональных областей, они, как правило, выделяли ориентированные на рост выгоды: увеличение продаж, способность реагировать на потребности бизнеса и удовлетворенность клиентов. Респонденты из организаций с более низким уровнем «цифровой зрелости» чаще обращали внимание на такие преимущества, как снижение затрат и повышение эффективности работы предприятия в режиме «сокращения».

Например, более зрелые респонденты чаще всего называли продажи новых продуктов или услуг главным преимуществом цифровой трансформации для своих НИОКР или инновационных функций. В то время как организации с низким уровнем зрелости выражали неуверенность в отношении запуска новых продуктов и услуг в принципе. Та же закономерность сохранялась и в сфере ритейла/маркетинга: одни отметили исключительное влияние цифровой трансформации на увеличение стоимости взаимодействия с клиентами, вторые наоборот пытались сэкономить именно на них. Само собой, группа неуверенных оказалась в проигрышной ситуации на фоне своих смелых конкурентов.   Вывод? Цифровая трансформация в нынешние времена не имеет ничего общего с чем-то все еще недоступным — из рода вакцины от коронавируса: неизведанной, непредсказуемой и сулящей побочные эффекты. Цифровая трансформация – это, по сути, о том, как экономно и эффективно делать старые вещи лучше и быстрее, или как экономно и эффективно делать совершенно новые вещи, которые раньше были невозможны. Притом экономия и эффективность являются самыми доступными плодами данного процесса. Приложив некоторые усилия, можно зайти значительно дальше, пополнив ряды компаний с устойчивой «цифровой зрелостью».