Аналитика

Новые вызовы для бизнеса

~ 5 мин

Covid-19 дает предприятиям четкий вектор на цифровую трансформацию и принятие срочных решений, основанных на технологиях

Переход от централизованной модели защиты к сдерживающей в управлении пандемией за последний месяц продемонстрировал уровень готовности бизнеса функционировать в мире с высокой степенью распределения возможностей и отношения к цифровым преобразованиям. Хотим мы того или нет, вне зависимости от наличия или отсутствия опыта, практики или понимания digital-технологий и их роли в стабилизации предпринимательской деятельности, — работать придется в новой реальности и с новыми подходами.

«Цифровые» перспективы

2020 год станет годом, изменившим траекторию электронной коммерции и банкинга, телекоммуникаций, ИТ-секьюрити, медицины и глобально – удаленной работы и цифровых онлайн-инструментов. Мы увидим более масштабные пилотные программы и ускоренное внедрение автономных средств доставки, контактных и digital-платежей, голосовой и видеоконференцсвязи, мобильных бизнес-приложений с поддержкой ML и интеллектуальной аналитики, CRM-платформ на базе AI, датчиков и носимых технологий мониторинга состояния здоровья с расширением IoT, нацеленные на автоматизированное и автономное обслуживание. И это будет не новая эпоха инноваций, а, по сути, — единственно возможный ответ сильного и готового к испытаниям бизнеса на пандемию.

Текущее положение вещей четко показывает, что основанные на цифровом потоке решения более оперативны, чем традиционные. Дистанция и повышенные меры безопасности в отношении друг к другу и к окружающей среде ведут к автоматизации ряда процессов и беспрецедентной автономии в выборе вектора планирования реализации услуг с помощью доступных на рынке онлайн-платформ. Большинство организаций коммерческого и государственного секторов уже подключены к цифровым сетям, а потому стоит ожидать, что и компании, и госучреждения рано или поздно начнут более эффективно использовать эти связи для координации своей деятельности.

В долгосрочной перспективе коронавирус действительно приведет к серьезному экономическому спаду и перераспределению экономических ресурсов. Но при этом, как это ни парадоксально, он существенно укрепит технологический плацдарм и создаст новые конкурентные возможности для бизнеса благодаря цифровизации множества функций и качественно новой форме взаимодействия.

«Цифровые» прогнозы

  1. По данным Gartner, пандемия — тревожный сигнал для организаций, которые слишком много внимания уделяли повседневным операционным потребностям, офисным расходам и инвестициям в «традиционный» бизнес, рассчитывая на долгосрочную устойчивость и неизбежность возврата к прежней модели ведения бизнеса. Исследования показывают, что сегодня компаниям необходимо перенести свои технологические мощности и инвестиции на цифровые платформы – это уменьшит воздействие кризиса и обеспечит бесперебойную работу в той самой долгосрочной перспективе.
  1. Качественно отражает прогноз осознания ценности цифровой трансформации и неизбежности перехода бизнеса на инновации опрос IDC (International Data Corporation) представителей более 180 компаний в Европе:
  • Больше 16% респондентов заявили, что видят в автоматизации при помощи искусственного интеллекта и смежных технологий средство для минимизации последствий пандемии. Также, по их мнению, нехватка сотрудников и сбои в цепочке поставок приведут к критической необходимости автоматизации всех производственных процессов.
  • В целом, согласно данным IDC, AI сможет сыграть важнейшую роль, помогая предприятиям и обществам справляться с крупномасштабными проблемами, вызванными карантинными блокировками. Кроме того, предполагается, что даже государственный сектор во всех отраслях рано или поздно начнет испытывать необходимость в искусственном интеллекте и будет увеличивать инвестиции в его внедрение.  В исследовании также отмечается, что после коронавирусной пандемии развернутые в облачной инфраструктуре AI-решения получат наиболее широкое распространение за последнее время и покажут свою максимальную эффективность.
  • Отдельный опрос IDC, проведенный в Китае в прошлом месяце и собравший мнения 32 руководителей в 10 отраслях относительно ценности ИТ и цифровых преобразований для борьбы с Covid-19, продемонстрировал не менее важные ожидания в отношении влияния пандемии на корпоративный бизнес в контексте цифровой трансформации. Три основных негативных воздействия Covid-19 на предприятия были отмечены значительным снижением показателей продаж, невозможностью возобновить производство и невозможностью контактировать с клиентами. При этом, три главных положительных воздействия, указанные предпринимателями, — это улучшение корпоративной коммуникации и совместной работы на расстоянии благодаря широкому спектру инструментов цифровых платформ, приобретение новых возможностей реализации онлайн-маркетинга и продвижения бизнеса и, наконец, широкое признание ценности digital-преобразований и информационных технологий среди всех сотрудников.
  1. С учетом спроса на онлайн сервисы, положительный рост будет демонстрировать программное обеспечение для реализации всех видов деятельности (что крайне важно для глобального рынка в целом) — в основном благодаря инвестициям в облачные платформы и технологии оптимизации ключевых бизнес-операций.
  1. Общие мировые расходы на ИКТ в текущем году сократятся всего на 1,6% (чуть менее 4,1 трлн.дол.), что, по мнению экспертов, вполне сопоставимо с общим ростом сферы на 3,5% в 2019-м, когда соответствующие расходы увеличились почти на 5%. Расходы на телекоммуникации будут менее подвержены влиянию, поскольку спрос на широкополосную связь остается чрезвычайно высоким (в некоторых случаях даже очень высоким вследствие увеличения работы на дому и мер по изоляции).

 «Цифровые» инициативы

В свете происходящего крайне актуальной является тема стимулирования/поддержки бизнеса государством с учетом того, что многие предприятия не успевают перестраиваться на digital-технологии, а некоторые попросту практически не имеют на это ресурсов. Безусловно, речь идет, прежде всего, об МСП, критическая часть которых буквально борется за выживание. На сегодняшний день такие программы помощи бизнесу имеют большинство стран Запада, включая ЕС, часть Восточной Европы и страны Азии.     Впрочем, интересно, что на фоне подобных мероприятий, в ЕС, например, инициируют еще и практику актуализации цифровых технологий, призванных помочь компаниям выбрать оптимальные решения «по карману», чтобы избежать непрерывности ведения бизнеса в критический период. Для этого сформированы специальные Центры цифровых инноваций (DIH) – все желающие имеют возможность получить бесплатный доступ к вебинарам, в ходе которых можно обсудить с экспертами насущные и долгосрочные потребности организаций госсектора и МСП, оптимальные цифровые инструменты и кейсы для устойчивости и развития, а также обменяться опытом внедрения цифровых технологий для решения реальных проблем на местах.