Аналитика

Компактная цифровая стратегия на период кризиса

~ 7 мин

Концепция «кто не успел, тот опоздал», к сожалению, как никогда актуальна в контексте бизнес-развития на ближайшие несколько лет

цифрові технології, Чубатюк

COVID-19 дал возможность отчетливо заглянуть в мир будущего, где цифровые технологии — центральный элемент любого взаимодействия, вынуждающий бизнес стремительно продвигаться вверх по кривой диджитал-трансформации

В этот суровый, но уникальный момент компании буквально на глазах учатся конкурировать и развиваться заново, но уже быстрее, чем когда-либо прежде. То, как они приспосабливаются к сегодняшним условиям, окажет глобальное влияние на их же работу уже в завтрашнем изменившемся мире, предоставив возможность сохранить гибкость, а также более тесные связи с клиентами, сотрудниками и поставщиками. Те, которые смогут и успеют «прижиться», в любом случае станут куда успешнее не только во время качки экономики, но и в дальнейшем – во время ее выздоровления.

Сейчас самое время для монетизации решений, которые казались дальнесрочной перспективой, даже если их действие при этом краткосрочно. Пора принять тот факт, что в современном положении вещей некоторые из них, включая устаревающие на глазах методы ведения бизнеса, никогда больше не вернутся к прежней форме, а другие навсегда изменятся за счет цифрового преобразования. Осторожничать с этим процессом в текущий период, как бы парадоксально это не звучало, — один из худших вариантов, блокирующий развитие любой отрасли. 

Кейс 1: новые предложения и новые пути их реализации 

У каждой жизнеспособной организации с развёрнутыми бизнес-процессами и штатом сотрудников, как правило, есть свой «нервный центр», необходимый для координации реагирования на кризис. Во всяком случае, если его не было до появления первых проблем, то наверняка появился – в целях оптимизации ресурсов и их адаптации. По сути, это уже часть той трансформации, в ходе которой рано или поздно в бой вступают технологии. 

«Нервный центр» компании фиксирует естественную точку сбора важной стратегической информации, помогая оставаться в курсе быстро меняющихся потребностей основных клиентских сегментов и путей, которыми конкуренты и рынки движутся для их удовлетворения. Несомненно, картирование этих изменений, в свою очередь, помогает безболезненно устранять прямые риски, а также дает возможность заглянуть в будущее в отношении более серьезных проблем и возможностей — тех, которые могут привести к серьезным сбоям в процессе продолжения кризиса. 

Но голыми руками и ясным умом четкие прогнозы не построить, а данные не собрать и не проанализировать. Это тот ключевой момент, когда до того, как более глобальные цифровые инициативы станут вашими лучшими партнерами по бизнесу, даже самые простые цифровые платформы подорвут ценность традиционных путей формирования новых предложений и путей их реализации. Да, в Украине как таковой устоявшейся цифровой экосистемы в пуле предпринимательства пока нет, а цифровой экономики и подавно. Однако, это лишь вопрос времени, и новые способы обслуживания клиентов и работы с поставщиками все равно выйдут за рамки устаревших отраслевых границ.

Что в этом уравнении является отправной точкой для самосохранения? Оперативная трансформация предложений и способов их сбыта. Простыми словами – виртуализация услуг взамен своим ранее физическим предложениям или, по крайней мере, новые способы сделать их доступными с минимальным физическим контактом. Продукт должен быть доступен и продвигаем через онлайн платформы и цифровые рынки, ориентированные на экспорт и расширение клиентской базы. По мере того, как вы взаимодействуете с новыми партнерами и платформами, и ищете возможности выйти за пределы зоны комфорта организации, вы получаете представление и опыт цифрового сотрудничества, а коэффициент эффективности всей компании растет. 

Как ни странно, сегодня именно диджитал-инструменты определяют наиболее персонализированный подход, и именно онлайн, в первую очередь, ориентирован на конечных пользователей или клиентов. А самое главное — помогает в реальном времени понять, как конкуренты, а также поставщики, торговые партнеры, потребители и вся бизнес-экосистема в целом эволюционируют и реагируют на кризис.

Кейс 2: новая бизнес-модель и новые подходы к организации работы  

Чтобы выйти за пределы зоны комфорта без потерь, необходимо иметь полное представление о бизнес-процессах и операционных моделях внутри собственного предприятия. Для руководителей западных компаний это давно норма, для украинских – выборочно: большинство делегируют всё до крайностей, отпуская на самотек и не вовлекаясь. Кризис это исправит. 

Почему вовлеченность особенно важна в нынешние времена? Переадаптация и формирование новой бизнес-модели невозможны без реструктуризации компании – такие изменения ведут фактически к новой форме организации работы. Несмотря на то, что прямо сейчас ваши ресурсы неизбежно ограничены, опыт устойчивых игроков рынка показывает, что сосредоточение внимания на областях, которые затрагивают наибольшую часть вашего бизнеса, соответственно даст больше шансов на успех как в ближайшей, так и в долгосрочной перспективе. В то время как внесение хаотичных улучшений в непрофильные области приводит к возврату инвестиций ниже стоимости капитала и к изменениям, которые слишком малы, чтобы соответствовать внешним темпам экономических сбоев. 

Организации, которые вносят незначительные изменения в границы своей бизнес-модели в рамках эксперимента, а не комплексной стратегии, почти всегда упираются в тупик и не достигают поставленной цели. Создать новую бизнес-модель и сделать ее рабочей можно и при внесении незначительных цифровых инициатив, но инструменты должны быть «несущей основой» дальнейшей трансформации. По такому принципу внедряются технологии ML и AI – они уже давно стали «базовыми» в направлении развития и актуализации ключевых потребностей бизнеса, справляясь как с большим количеством задач, так и с большим количеством данных. 

Кейс 3: новый взгляд на безопасность и новые формы прозрачности бизнеса 

Недооцененные и слаборазвитые стороны украинского предпринимательства в целом – защита данных/бизнес-процессов и прозрачность их реализации, и в то же время – проблемы, которые напрочь искореняются при переходе на цифровые каналы продаж, поставок, логистики, коммуникации и внутреннего управления ресурсами. Как? Из организационной управленческой и операционной офисной модели почти полностью уходит влияние человеческого фактора, и подключаются программные решения, обеспечивающие прозрачную работу онлайн в режиме реального времени. Искусственному интеллекту не принципиальны особенности и специфика отрасли – он адаптируется, опираясь на данные и изменения как во внутренней среде организации, так и во внешней среде доступных показателей. На фоне отсутствия необходимости по старой привычке выполнять его работу придет и ценность безопасности всех задействованных ресурсов, когда нет права на ошибку в условиях кризиса. 

Удаленная работа с открытым доступом сотрудников к информации, автоматизация производства или офисной рутины, изменения ИТ-инфраструктуры, выведение сервисов и коммуникаций в онлайн, а данных в облако, – все это несет в себе первоначальные риски, способные тормозить процесс преобразований. Понимание того, что они без проблем устраняются при помощи все тех же цифровых технологий, а не вручную, рано или поздно снимет ступор даже с самых консервативных организаций, застрявших в прошлом. 

Кейс 4: новый бизнес-портфель и новые требования клиентов 

Ни одна прогрессивная компания не может ускорить выполнение всех своих стратегических задач, не прибегая к интеграции и слиянию целевых программных решений, ускоряющих запуск и продвижение обновляемых форм услуг. Показать клиентам и партнерам свою устойчивость и готовность противостоять кризису не означает полностью изменить набор продуктов, если они и так востребованы. Новый бизнес-портфель должен больше опираться на решения для их быстрой и эффективной реализации – так называемой «цифровой доступности». Смарт-маркетинг, е-коммерция, таргетирование, персонализация, круглосуточно поддерживаемые технологически коммуникационные онлайн-панели, чат-боты, облачные платформы группового взаимодействия и обмена рекомендациями, программное обеспечение для определения потенциального покупателя – прямые пути к укреплению состоявшихся партнёрских проектов и захвату новых рыночных и потребительских сегментов.

В более широком смысле, из исследований экономических спадов известно, что компании, которые быстро реагируют на, по сути, единственное ключевое требование клиента – получить свою услугу любым путем во что бы то ни стало, — владеют лучшим опытом монетизации элементарных решений, в которых остальные видят препятствие. Притом, что ни один кризис изначально не является лучшим временем для пересмотра своих взглядов на ведение бизнеса. По-хорошему, этим нужно заниматься постоянно, независимо ни от чего, ориентируясь на возможности будущего, а не успехи прошлого. 

Кейс 5: новые принципы взаимодействия с сотрудниками и новые навыки 

Исследования показывают, что отдельные люди и организации в комплексе адаптируются и учатся быстрее в результате так называемых «сетевых эффектов» — в онлайн-среде, позволяющей более активно и свободно обмениваться важными данными. Другими словами, чем больше людей или организаций задействованы в общем пространстве принятия решений (если они не относятся к компетенции жестко ограниченного пула руководителей или структур), тем результативнее происходит процесс вовлечения в бизнес-перемены, и тем выше в итоге общая производительность. Западные эксперты называют это «специфической кривой сотрудничества нового поколения».

Во время кризиса меняющиеся потребности приводят к быстрым изменениям в мышлении и поведении сотрудников, что проявляется в их большей активности и готовности пробовать что-то новое или брать на себя дополнительную ответственность. Таким образом, часть из них оказываются полезны там, где требовался дополнительный персонал, а часть приобретают новые важные навыки и могут выполнять более широкий спектр задач. 

Интересно, что на практике для этого не требуется запуск отдельной обучающей онлайн-платформы, — достаточно вывести ключевой человеческий потенциал компании на любую цифровую коммуникационную панель и объединить усилия всех участников для реализации общих стратегических целей.