Аналитика

Диджитал-трансформация фармацевтики: стратегия развития за пределами пробирки

~ 4 мин

Сравнительно с другими отраслями, фармацевтика, как ни парадоксально, осваивает новые диджитал-технологии медленнее. Это происходит главным образом потому, что фармпромышленность жестко регулируется, имеет серьезные ограничения интеллектуальной собственности и хорошо известную консервативную культуру.

Chubatyuk_analytics_pharma

Кроме того, тут, как и в других областях, не существует единого шаблона, гарантирующего успех трансформации в срезе текущего кризиса. Тем не менее, COVID-19 повлиял на цифровые тенденции повсеместно, проложив вполне понятный путь для их освоения, а мировые лидеры индустрии молча приняли тот факт, что целевые инвестиции важны как никогда. 

Цифровая бизнес-модель

Коронавирус создал новые парадигмы.

В контексте маркетинга теперь недостаточно традиционного воздействия в виде сетевой реализации и классических форм рекламы. С начала пандемии онлайн-трафик фармкомпаний вырос более чем на 35%. Пациенты массово посещают соответствующие веб-сайты для получения информации от первоисточника   о медпрепаратах и ​методах лечения, автоматически завышая и требования к ним, и непосредственно ответственность самих производителей за свою продукцию. Растущий спрос трансформирует каналы предоставления актуальных данных, а, значит, их необходимо оцифровывать с ориентиром на максимальную персонализацию.

В контексте конкуренции теперь недостаточно инноваций, позволяющих красиво отштамповать и эффектно упаковать. Потребность в ряде определенных препаратов будет увеличиваться с каждым днем, как и логическое стремление каждой компании производить их. А, значит, продукцию необходимо максимально дифференциировать от конкурентов.

В контексте внутренних бизнес-процессов теперь недостаточно одной внедренной ERP-системы. Это очевидно, исходя из огромной текучки новых научных, потребительских, рыночных, общих отраслевых данных, которые требуют более быстрой и эффективной их обработки и анализа. А, значит, необходимо наращивать содержательную, контекстуализированную, целостную историю своих сквозных операций и использовать ее для успешного решения сегодняшних бизнес-проблем.

Цифровая лаборатория 

Текущая тенденция — смещение от генерации данных к их расширенному анализу. Преобладающее большинство фармкомпаний уже вложили значительные средства в цифровые хранилища для своих данных НИОКР и контроля качества. Следующий этап – превратить инертность этих данных в активный процесс. Платформы расширенной аналитики, базирующиеся на AI и ML, стали незаменимыми еще до пандемии. Они способствуют согласованию и интерпретации всей накапливаемой информации из разрозненных источников и позволяют использовать их для открытия новых возможностей производства и продвижения.  

В производственной среде лаборатории могут использовать аналитику данных для визуализации их исторической эффективности с целью прогнозирования будущих результатов. Это устраняет потребность в дорогостоящих экспериментах и помогает лучше контролировать свои запасы. В среде НИОКР расширенная аналитика данных может помочь в короткие сроки провести экономичные и эффективные клинические испытания, решить важные организационные и операционные вопросы, сократить нерациональные расходы и направить их на НИОКР четко в контексте разработки конкретных лекарств, которые  обеспечат долгосрочные устойчивые результаты для фармбизнеса.

По сравнению с другими средами, такими как лаборатория контроля качества, чаще всего управляемых GMP, цифровая лаборатория исследований и разработок отличается своей гибкостью. Фармкомпании, внедряющие соответствующие диджитал-инструменты, извлекают пользу и конкурентный опыт из собственных же разработок, включая неудачные. Используя современные системы LIMS и ELN, можно вычленять и анализировать критически важные исторические данные для новых научных исследований с такой глубиной, которая просто невозможна с бумажными записями. 

По-настоящему оцифрованные лаборатории контроля качества также имеют преимущество в большей прозрачности затрат. Интегрируя свои данные LIMS с данными из других организационных систем, включая  ERP, группы качества более точно определяют рентабельность инвестиций, помогая удерживать в кризис необходимые операционные бюджеты. В то время как непосредственно руководители фармпредприятий получают консолидированное представление о прибыльности всей экосистемы компании, направляя ресурсы туда, где гарантирована их отдача. 

Цифровое производство 

Производственная среда фармацевтического сектора неизбежно будет делегировать больше задач прогрессивным цифровым технологиям. Мы либо впрыгнем в этот процесс сейчас, либо схватим его за хвост, но альтернативного варианта попросту нет, так как имеющееся положение вещей надавит на все болевые точки индустрии. 

Качество имеет свою цену. Каждая фармкомпания, где понимают это, понимают и то, что лучший способ продолжать выпускать высококачественную продукцию и создавать уникальную новую – это переходить на целевые инструменты цифровизации и автоматизации производственных процессов. Именно такой подход дает возможность и высвобождает средства для сокращения потерь усилий в пользу более высокой пропускной способности без ущерба для качества фармпродукции. 

Глобально, на практике способов трансформировать фармпроизводство много. Например, посредством более тесной интеграции НИОКР и контроля качества с помощью LIMS. Или посредством внедрения комплексных систем автоматизации. Суть в устранении устаревших методологий использования данных и ресурсов, а не в приоритетности той или иной диджитал-системы. В каком бы виде не были развернуты соответствующие цифровые инструменты, — при разумном подходе к их интеграции компания получает точные средства сбора данных, оптимизированную связь между командами, контроль над внутренними рабочими процессами, экономию средств и повышение качества продукции. 

Потенциальное влияние таких решений и их следствий на фармбизнес в целом огромно. Некоторые компании, рожденные в индустрии уже в цифровую эпоху, не удержались бы на рынке без возможностей автоматизации и передовой аналитики данных и вне кризиса. Старожилам наоборот придется пересмотреть нерентабельные системы, чтобы не отставать. Но урок для всех один: для того, чтобы выжить в условиях растущей конкурентной и все более регулируемой фармацевтической среды, необходима гибкая и качественно интегрированная цифровая сеть во всех секторах жизнедеятельности предприятия.