Аналитика

«Цифровой локдаун»: точка невозврата для бизнеса вне диджитал-среды

~ 4 мин

Жизнедеятельность вашего предприятия прямо сейчас зависит от уровня его ИТ-укомплектованности и способности бизнес-модели хотя бы окупать себя через онлайн-платформы. В остальном – без шансов

analytics-Chybatyuk-digital-transformation

Нынешние реалии таковы, что технологические тренды мало кого волнуют на фоне не особо удачных попыток удержать бизнес на плаву. Предсказуемо, но крайне опрометчиво. Как минимум один, основополагающий, придется не просто учесть, а взять за основу выживания на ближайшие несколько лет: жизнедеятельность вашего предприятия прямо сейчас зависит от уровня его ИТ-укомплектованности и способности бизнес-модели хотя бы окупать себя через онлайн-платформы. В остальном – без шансов. А вот те, кто уловил, могут рассчитывать еще и на прибыль. 

Диджитал-хаос, который мы допускаем

На сегодняшний день точных «универсальных» прогнозов, дающих однозначную картину будущего отраслей, не может быть в принципе. На смену им в долгосрочной перспективе приходят критерии оценки адаптивности каждой из них к тем или иным факторам быстро трансформирующейся экономической среды. Главный критерий – готовность к оперативным изменениям в рамках перехода на цифровые рельсы.

В Украине ситуация неравномерная, а само движение к цифре не повсеместное:

  • Ритейл, банки и телеком — ведущие отрасли по реализации и адаптации диджитал-стратегий к новым условиям. С одной стороны, трудно назвать внедряемые инициативы «прямолинейными». С другой, – наращиваемые усилия в сторону персонализации максимального количества услуг, предоставляемых клиентам онлайн, позволяют говорить о цифровой бизнес-модели.  
  • Фарма – изначально в большей степени технологически укомплектована по причине банальной невозможности работать по иному принципу. Тем не менее, большинство предприятий ориентированы на «прикладные» производственные инновации, в то время как вопросы автоматизации ряда бизнес-процессов остаются вне повестки дня.
  • Логистика – как точечно, так и в целом с переменным успехом подтягивается к нынешним завышенным требованиям по организации/реализации своевременных перевозок/поставок. И все же о «радикальных» цифровых мерах речь пока не идет, а уже очень пора. 
  • Агросектор — по-прежнему ставит на технику и лишь выборочно использует менеджерские цифровые решения, продолжая ориентироваться преимущественно на человеческий ресурс. Хотя мировая практика «цифрового сельского хозяйства», направленная на автоматизацию элементарных рабочих процессов и оптимизацию ресурсов, демонстрирует завидные результаты даже в период спада. 
  • Производство – как ни парадоксально, проседает почти по всем направлениям, включая стратегические, и адаптируется к новым реалиям критически медленно. Хотя, объективно, является фундаментом экономики и может выступать катализатором создания и новых рабочих мест, и новых стратегически важных продуктов потребления. 

Принципиально, что цифровые технологии «общего» доступного назначения позволяют добиться эффекта, когда меняется бизнес-модель целых секторов независимо от имеющегося капитала. 

В предыдущие кризисы компании сокращали затраты на IT-проекты, так как считали, что это может подождать. Такой подход и раньше не располагал к себе, например, прогрессивных западных партнеров и потенциальных инвесторов. Но в условиях данного кризиса и постоянно нависающей угрозы очередного локдауна он работает уже не на репутацию/уровень прибыли, а на ускорение процесса самоликвидации. 

Диджитал-активность, которую мы игнорируем 

  • Октябрьский глобальный опрос Vanson среди 700 ИТ-директоров и более 1000 сотрудников из разных компаний показал, что за последние 12 месяцев 89% предприятий обозначили цифровую трансформацию единственным приоритетным направлением для выживания.
  • Последний индекс цифровой трансформации Dell показал, что преобладающее большинство компаний, приступивших к цифровой трансформации в период пандемии, столкнулись с рядом трудностей из-за недостатка бюджета. В то же время, это никак не повлияло на общее количество направленных на это инициатив с целью адаптироваться к кризису.  
  • Свежий отчет HP по цифровизации производства разных отраслей показал, что преобладающее большинство компаний изучают новые производственные, логистические и бизнес-модели, и планируют трансформировать их в ближайший год. 
  • Осенний опрос Boston Consulting Group среди более 700 руководителей компаний с оборотом до 500 млн. дол. из разных стран показал, что почти для 90% из них частичная или комплексная цифровая трансформация является ключевой стратегической задачей. Притом 80% респондентов уверены, что их усилия быстро окупятся даже в случае первоначальных финансовых потерь. 

То есть, компании по всему миру усердно ищут оптимальные решения с использованием цифровых технологий, которые будут способствовать работоспособности и восстановлению их бизнеса, позволят обеспечить масштабирование новых способов работы и кибербезопасность, усилят возможности в области е-коммерции и смарт-маркетинга, а также помогут довести до ума автоматизацию бизнес-операций и цепочек поставок. 

С учетом запущенности ситуации в масштабах целых отраслей, без явной заинтересованности государства, украинскому бизнесу в обозримом будущем этот потолок самостоятельно пробить будет и правда сложно. Но рационально расставить приоритеты и научиться решать проблемы передовыми цивилизованными методами это, тем не менее, никак не мешает.