Аналитика

Цифровая пропасть и проверка на небезразличие: Тривиальные фейлы на пути к трансформации украинского бизнеса

~ 6 мин

Наш бизнес привык без эмоций воспринимать достижения крупных западных компаний в направлении цифровой трансформации и демонстрирует удивительную неповоротливость даже в условиях кризиса

digital transformation-Chybatuk-analytics

Безусловно, нельзя однозначно утверждать, что отдельные кейсы не мотивируют ни одного успешного украинского предпринимателя. Вопрос, скорее, в критериях оценки этой успешности и в ложных суждениях при выборе путей ее достижения.

Парадокс в том, что в глобальной мировой практике далеко не все компании на самом деле готовы инвестировать только в инновации и изначально обладают для этого стратегическим видением желаемого результата. Всё куда более рандомно: большинство из тех, которые концептуально не являются ИТ-ориентированными, протаптывают путь цифровых преобразований с одинаковой неуверенностью и с опаской вкладываются в технологии, которые нельзя «пощупать» до того, как они заработают. 

Это повсеместная тенденция. Другое дело, что прогрессивное мышление стран первого мира позволяет легче с этим справляться посредством отчетливого понимания сути диджитализации: ни один из вариантов работы на базе устаревших традиционных подходов не сулит прогресс и напрочь нивелирует потенциальную конкурентоспособность. Там этого боятся до трясучки, здесь – нет. 

В прошлом году Harvard Business Review представил интересное исследование, которое наглядно показало разницу между тем, что мы называем мнимой «неготовностью» и тем, что называется просто опытом, когда речь идет банально о несоответствии используемых средств ожиданиям. 

По факту опроса руководителей почти 1400 компаний разного направления деятельности по миру (13 отраслей и 17 стран), выяснилось, что почти все они имели отрицательный опыт внедрения цифровых решений на фоне общих диджитал-стратегий. Проблема, как правило, возникала в двух случаях: поспешное/хаотичное внедрение технологий и невозможность вывести их за пределы пилотных проектов для масштабирования в рамках всего предприятия — из-за «проседания» самой бизнес-модели. И это при том, что усилия респондентов, направленные на цифровизацию бизнес-процессов, в общей сложности составили сумму в размере более 100 млрд. дол. за 2 года экспериментов. Интересно то, что по итогу все участники исследования достигли желаемых результатов, несмотря на ряд неудач, так как не видели иного пути развития бизнеса в принципе. 

Что стимулирует такие компании инвестировать в практические кейсы по цифровизации, будучи далеко не всегда уверенными в том, что результат в любом случае оправдает их надежды? 

Что делают иначе лидеры, получающие от цифровых инвестиций феноменальную отдачу, в то время как отстающие зарываются еще на стадии интеграции? 

Для западников ответы на эти вопросы очевидны – наиболее юркие те, которые охватывают два важных параметра: подгоняют решения исключительно под конкретные цели и масштабируют их еще на стадии тестирования концепции, чтобы достичь максимальной гибкости и исключить риски. В наших же реалиях до сих пор актуален синдром страха «неизвестности», когда деньги из раза в раз вкладываются в обновление парка устаревшего оборудования, а не в программное обеспечение, способное заставить работать все производство на одном станке.  

Узкое трактование инноваций как проблема украинского бизнеса №1

Тут даже с теми, кто занят непосредственно созданием инноваций, не все понятно. Если при нынешнем положении вещей в стране и правда есть смысл продавать продукт за границу, то тенденцией это стало задолго до кризиса и экономического застоя. Разработчики в своем большинстве не просто не ставили перед собой цель цифровизовать украинский бизнес, — мало кто рассматривал даже такую заурядную стратегию, как масштабировать и развивать свой проект в рамках страны, а не создавать его исключительно под экспорт. 

С потенциальными потребителями технологий в бизнес-среде еще сложнее. При неготовности принять очевидное можно, конечно, апеллировать на всякие «индексы инновационности» украинских компаний, но, углубляясь в тему и рассматривая каждый отдельный кейс, тоска одолевает надолго и бесповоротно. Лишь единицы идут в отрыве, экспериментируя с качественными программными решениями, и без конвульсий перенимают опыт международных партнеров. Остальные по-прежнему пытаются разобраться в терминологии и параллельно решают свои проблемы тасованием рабочих рук, «ассортиментом» и прикладным подходом. 

Ясно, что не каждый готов и понимает, как трансформироваться и куда двигаться, особенно когда внутренняя экономическая политика пережимает горло. Но при наличии обилия даже самых примитивных цифровых инструментов, способных автоматизировать «руки» и «ноги» элементарных бизнес-процессов, — это не оправдание, а прямой путь к самоуничтожению. Можно изначально не увидеть смысла в весьма затратном процессе трансформации всей компании в сложный для нее период. Однако, не видеть его в использовании современных методов повышения ее конкурентоспособности малой кровью, уже как минимум странно. 

Неповоротливость стандартной бизнес-модели как проблема украинского бизнеса №2

Украинские компании в преобладающем большинстве по-прежнему используют традиционные для своего рынка бизнес-модели, перманентно подрихтовывая их точечными решениями, но не осуществляя переход на следующий уровень. 

Возможно, для кого-то это станет открытием, но внедрение ПО, позволяющего хранить все оборотные данные в облаке, управлять задачами в цифровых коммуникационных приложениях и продавать онлайн, – это уже следующий уровень для наших реалий. Для того, чтобы войти в него без драмы, нужны согласованность действий топ-менеджмента, скромная финансовая подушка и подбор оптимальных решений с помощью интегратора. 

Крупные компании-старожилы, которых шатает в кризис не с такой силой, как более слабых игроков рынка, безусловно, могут себе позволить и комплексную стратегию трансформации как самой бизнес-модели, так и цифровизации всех направлений деятельности в принципе, включая производство. Тем не менее, доля готовых ломать устоявшиеся приоритеты и привычные принципы работы, остается низкой из года в год – заметных изменений в бизнес-моделях не происходит. И отчасти потому, что многие все еще банально не привыкли пользоваться услугами интеграторов, а собственными усилиями развернутую корпорацию или всеукраинскую сеть, например, никак не перекроить. 

Ложность суждений в отношении потребительского спроса как проблема украинского бизнеса №3 

«Да кому нужны инновации, людям они не интересны», — типичная форма самооправдания в большинстве случаев зарывания руководителя предприятия, не дозревшего до изменений ни в какой форме. Абсурд: инновации сегодня критически необходимы всем, а спрос на них прямо зависит от предложения. Даже в такой суровой стране, как наша, где вначале отрицают, потом осуждают, а затем наперекор собственным же суждениям бегут делать. 

Если сам бизнес изначально не понимает, как оцифровать продукт, а потом правильно его преподнести, то как потенциальный потребитель может за него топить, даже если в нем нуждается? 

На уровне города или страны цифровые услуги не имеют должного отклика не потому, что не нужны людям, а потому что не подкреплены качественной информационной кампанией по делу (не в виде анонсирования никому непонятных опций, нет). На уровне предпринимательства цифровые услуги не имеют должного отклика не потому, что не нужны людям, а потому что часто не отвечают потребностям самого предпринимателя — не то что потребителя. 

Успехи продвинутых западных компаний часто характеризуются не столько фееричными кейсами цифровой трансформации бизнеса, сколько его парадоксальной ориентированностью на клиента, — именно он является конечным звеном в цепи изменений продукта или услуги. В то время, как украинские реалии демонстрируют обратно противоположный опыт. 

Ну и не стоит забывать о том, что любое общество состоит как из потенциальных потребителей в своем большинстве, так и из принципиально не воспринимающих прогрессивные формы жизнедеятельности в своем меньшинстве. На последних в развитых социально-экономических культурах не принято ориентироваться, потому что это как минимум логично. И нам, очевидно, давно пора последовать этому несложному примеру, чтобы наконец показать хоть какой-то более-менее массовый положительный результат.