Аналитика

Барометр бизнес-устойчивости в период эпидемии COVID-19

~ 6 мин

И в базовом, и в пессимистическом сценариях мы имеем позитивные тенденции для реабилитации и роста, если принимаем новые правила цифровой экономики

Спады делают слабых слабее, а сильных сильнее. Большинство опытных руководителей бизнеса достаточно долго в нем для того, чтобы за период своей предпринимательской деятельности не только обзавестись таким качеством, как стрессоустойчивость, но и научиться анализировать и сопоставлять критические для бизнеса периоды. Еще более важным приобретением, пожалуй, является своевременная оценка тех тенденций, которые рождаются на каждом этапе преодоления трудностей и трансформации.

Experience-тенденции

Уже в конце прошлого месяца мир проверил в деле истину века технологий «необходимость – мать инноваций» на примере успехов Amazon, Apple, Microsoft, Google и Facebook в самый разгар пандемии:

  • Доходы Microsoft выросли за квартал до 35 млрд. дол. против 30,5 млрд. дол. за тот же квартал в 2019 году.
  • Доходы Amazon составили более 75 млрд. дол.
  • Google и Facebook настолько хороши, что не только зарабатывают, но и приобретают и раздают с помощью программ по стимуляции разработки инновационных решений.
  • Даже Apple, закрыв все свои магазины и полностью остановив производство, заработала 58 млрд. дол.

То есть, и при максимальном ухудшении экономических условий в течение, например, всего следующего года, данные игроки рынка, вероятно, выйдут крупными победителями. Но «фишка» этих компаний не в том, что они – «эти компании», а именно в технологиях. И такие финансовые показатели говорят отнюдь не о бесперспективности и ущербности всей остальной бизнес-экосистемы, а всего лишь о том, насколько эффективные ИТ-решения важны сейчас и будут важны в дальнейшем.

В условиях пандемии и карантина один только Zoom ежедневно посещают до 300 млн. человек, а в Slack зафиксировали рекордных 10 млн. одновременно подключенных пользователей. По факту возобновления привычной жизнедеятельности большинство компаний, уже сумевших хотя бы частично преодолеть дискомфорт даже локальных цифровых преобразований, врядли вернутся к своим старым привычкам. Во всяком случае, об этом говорят многочисленные исследования, и к ним стоит прислушаться, чтобы понимать принципы не только «адаптивного» карантина, но и «адаптивной» бизнес-модели в условиях спада.

Digital-тенденции

Сегодня резкое смещение акцента в поддержку цифровых продуктов и услуг критически важно для всех без исключения. Однозначно в плюсе окажутся те, кто уже имеет устоявшуюся цифровую инфраструктуру и может удовлетворить спрос через цифровые каналы. Тем не менее, гораздо большему количеству организаций потребуется частично, а лучше глобально и комплексно пересмотреть свои предложения и подходы, чтобы приспособиться к новым реалиям: удовлетворение потребностей клиентов, которые все чаще работают удаленно и приобретают навыки эффективного взаимодействия с цифровыми инструментами, уже сейчас формируют приоритеты, которые существенно отличаются от тех, что были еще три месяца назад.

Важно, что многие компании целенаправленно публично заявляют о необходимости развертывания диджитал-решений, прощупывая рынок ИТ-услуг и заодно потребительский спрос на цифровые продукты. Но главное, что большинство мотивируют других делать это даже после того, как пандемия закончится, а экономика стабилизируется. По данным Deloitte и IDC:

  • Более 60% представителей бизнеса в разных странах и индустриях отметили приоритетность применения цифровых продуктов и осознают их необходимость независимо от обстоятельств.
  • Большая часть предпринимателей назвали ключевыми технологии в сфере коммуникаций с клиентами и автоматизацию производственных и бизнес-процессов в связи с карантинными мероприятиями, но все четко понимают, что их применение и вне кризиса является экономически обоснованным.
  • Более 40% представителей крупного бизнеса отметили, что невзирая на финансовые трудности все равно увеличили расходы на реализацию стратегических инициатив по цифровым преобразованиям.
  • 23% дополнительно инвестировали в расходы на создание полноценной цифровой инфраструктуры.
  • Многие компании, которые перешли на диджитал-платформы для реализации своих услуг, подчёркивают внушительный положительный отклик со стороны клиентов, хотя изначально такой подход казался вынужденной мерой, а не был запланированным этапом развития организации.

Influence-тенденции

Оценивая специфику не только мирового бизнес-ландшафта в целом, но и локальные возможности бизнеса в таких странах, как Украина, безусловно, приходится учитывать, что само обозначение «цифровой трансформации» способно вызвать недопонимание. Впрочем, в Gartner, например, это называют лишь делом времени, а в McKinsey – этапом «неосознанной адаптации». То есть, рано или поздно, всё случится: ситуация в мире и особенности потребительского поведения подтолкнут к цифровым решениям даже тех, кто пока и близко не представляет себе, как и для чего конкретно им это нужно.

Хорошие новости состоят и в том, что переход к диджитал-решениям не предполагает исключительно разовый, затратный, комплексный подход. Это итеративный процесс, который затрагивает не только системы и технологии, но и культуру восприятия и принятия людьми, стимулирует у них формирование понимания и привычки работать, используя прогрессивные методы, а не устаревшие. То есть, даже небольшие экспериментальные улучшения уже будут являться победой и могут потенциально облегчить сложную ситуацию для предприятий, повысив их конкурентоспособность в долгосрочной перспективе. Кроме того, по мнению экспертов, рано или поздно и начинающих, и более продвинутых и технологически подкованных игроков рынка все равно объединят одни общие прогнозы:

  1. Финансы и IT-индустрия. Поскольку технологический вектор становится основной частью бизнес-стратегии в организациях, потребительский спрос на качественно новые и максимально комфортные услуги не угаснет, а только возрастет. Соответственно, все больше финансовых и ИТ-лидеров будут работать сообща для разработки новых процессов бюджетирования, заключения контрактов и планирования капитала, которые могут стимулировать инновации и обеспечить гибкий подход к финансированию инвестиций в технологии. При этом бизнесу принципиальнее коммуницировать между собой, а не опираться на кооперацию с госинститутами.
  2. Макро-технологический ландшафт. Чтобы оставаться на плаву, необходимо стимулировать и внедрять цифровые решения или совместно, или по факту взаимодействия и обмена практическим опытом или инновационными идеями. Такой подход уже вскоре проявит себя в действии, так как существует потребность в стимулировании целенаправленных, трансформационных изменений во всех индустриях. Сегодня основу бизнес-инноваций составляют 9 макро-технологических сил:
  • цифровой опыт;
  • аналитика;
  • облако;
  • промышленная модернизация;
  • анализ рисков;
  • автоматизация;
  • цифровая реальность;
  • когнитивные технологии;
  • блокчейн.

Таким образом, уже к концу этого года большинство не прогрессивных участников рынка почувствуют на себе не только последствия пандемии и экономического кризиса, но и осознают свою ущербность без практического применения технологий.

  1. Платформы человеческого интеллекта. Когда мы выводили работу в онлайн до пандемии, то руководствовались собственными инициативами и возможностями. Сейчас мы делаем это вынужденно, анализируя плюсы и минусы. В итоге возросла важность именно человеческого интеллекта, и все больше организаций разрабатывают индивидуализированные решения с учетом поведения, предпочтений и эмоций отдельных пользователей. Например, используя интегрированный набор возможностей AI, компании формируют новые способы взаимодействия с клиентами, помогая им сохранить эмоциональную сторону сотрудничества там, где она нужна. Так формируется совершенно новый тип коммуникации не только между людьми, но и между системами, данными и технологиями.
  2. Системная архитектура данных.  Те, кто управляет данными и думает наперед об их систематизации для оптимизации ИКТ-ресурсов, автоматически получают конкурентное преимущество в формирующейся сегодня цифровой экономике. Поэтому в ближайшие месяцы все больше компаний будут решать этот вопрос на уровне стратегического приоритета.
  3. Цифровые экосистемы. В критический период технологии вывели цифровые платформы из периферии в мировой мейнстрим, стерев традиционные организационные границы и создав всеобщую потребность в оперативности в каждом аспекте деятельности. Фактически, цифровые платформы и экосистемы стремительно развиваются как самая перспективная бизнес-модель для будущей экономики, и каждый не может, а должен использовать эту возможность в перспективе выживания и развития даже в условиях кризиса.