Аналитика

Анатомия цифровой трансформации: все, что нужно знать о природе решений, которые мы откладываем на завтра

~ 6 мин

Подобно тому, как биологическая эволюция обеспечивает выживание вида во многих изменяющихся условиях, цифровой рост гарантирует, что независимо от множества глобальных технологических изменений ваш бизнес сможет расти и развиваться

Простыми словами, перед вами – пока не совсем привычный, но уже прижившейся процесс применения новейших диджитал-решений, направленных на цифровую трансформацию всех известных вам бизнес-процессов. Понадобятся ли тут концепция, стратегия, планирование и адаптация? Да. Но можно начать с создания «цифрового» микроорганизма внутри компании и постепенно развить его до нужных масштабов, а не сразу хвататься за пример «динозавров» на рынке, который не соизмерим с имеющимися возможностями. Отсюда неуверенность, суета и страх рисков, которые вынуждают откладывать успех на завтра. Поэтому разложим «костяк» на понятные составляющие.

Как цифровизация бизнес-процессов и операций влияет на взаимодействие с клиентами?

Она меняет сам принцип работы бизнеса и его коммуникационную составляющую, упрощая и усовершенствуя ее одновременно. По мере того, как осуществляется переход от бумаги к цифре или от прилавка к е-коммерции в управлении ключевыми операциями, появляется возможность быстрого охвата большего количества функций, людей, ресурсов, перспектив, идей касательно дальнейшего развития и продвижения продуктов и услуг. Становится очевидно просто эффективно реагировать на запросы клиента, его потребности перестают казаться неподъемными при наличии широкого набора необходимых инструментов, новые предложения формируются быстрее и на выходе получают более конкурентоспобную оболочку для реализации на рынке и расширения пула потребителей. 

Все это не нужно клепать своими руками – для этого существуют комплексные и локальные программные цифровые продукты, достаточно легко интегрируемые в имеющуюся ИТ-инфраструктуру или позволяющую создать ее вообще с нуля уже под конкретные цели. Поэтому не нужно искать подвох по принципу «ничего не дается так просто» — лучше заняться стратегическим планированием и определиться с технологией, которая будет вершить чудеса. Это больше не роскошь, а базовый инструмент для выживания в условиях отмирания устаревших методов управления. 

Где заложена самая банальная польза для бизнеса при его цифровом преобразовании?

  1. В оптимизации любого из выбранных вами процессов или их комплекса. Любой руководитель знает, сколько времени тратит его компания на выполнение базовых операционных функций традиционными методами. Они привычные, но давно устарели. В мире, где время — роскошь, просто невозможно взять и позволить себе тратить его на любые убыточные процессы. Есть ERP, RPA, AI, ML, есть бизнес-аналитика, облачные платформы для хранения данных и работы с ними, есть чат-боты для решения вопросов неуемных потребителей и прогнозные сервисы для удовлетворения неуверенных в будущем клиентов/партнеров. В конце концов, есть «портфельные» цифровые бизнес-кейсы, которые позволяют объединить ряд различных решений в одну систему для комплексной реорганизации рутинной деятельности предприятия. Их интеграция – вообще подарок для любого топ-менеджера, который хотя бы раз задумывался о преобразовании своего бизнеса в принципе. 
  2. В увеличении общей эффективности и производительности. Визуализируем ситуацию: офисная рутина (и производство, например) автоматизированы, не ключевые рабочие места оцифрованы или выведены в онлайн, базовые бизнес-операции оптимизированы за счет внедрения аналитической/прогнозной аналитики и системы управления в режиме реального времени, финансы и отчетности рассортированы и защищены в облаке. Что будет? Вы обеспечили себе быстрый цифровой поток межведомственной информации и бесперебойный обмен внешней, устранили все лишние задачи, сократили затраты, систематизировали ресурсы и повысили общую эффективность/производительность бизнеса, который теперь — пример для подражания на инертном внутреннем рынке и мечта любого требовательного клиента. Собственно, больше ничего и не требуется.  
  3. В создании уникальной прогрессивной среды для роста и развития. Процесс любого преобразования – капитального или точечного поэтапного – сопровождается изменениями в корпоративной культуре, в восприятии собственных и чужих возможностей, в переосмыслении подходов к людям и способам взаимодействия с технологиями. Самые вовлеченные и активные входят в процесс по умолчанию, часть поддаются обучению, остальные отсеиваются сами по себе, и это нормально. Те, которые останутся, полностью изменят свои представления о ведении бизнеса в целом и быстро приобретут навыки, которые сегодня ценятся больше офисной «массовки». На фоне таких трансформаций изменения произойдут и на уровне клиентской базы: прогрессивное оцифрованное предприятие, ориентированное на широкий спектр услуг благодаря диджитал-инструментам, подтягивает клиентов и партнеров совсем другого уровня, что помогает не просто выживать, а развиваться и процветать. 

Как выстроить стратегию цифровой трансформации бизнеса без сопутствующего фундамента?

  1. Оцените свою отрасль. В Украине с инновациями на фоне западных инициатив и экспериментов глобально глухо во всех индустриях, просто какие-то двигаются быстрее, какие-то медленнее. Впрочем, на цифровом пути раньше или позже все равно окажется каждый. Анализируйте: что делают коллеги и конкуренты? Чего хотят клиенты и партнеры? Насколько отрасль устойчива с точки зрения воздействия экономических факторов? Это не значит углубляться в дебри рисков – это значит совершить те усилия, которые необходимы хотя бы для старта. 
  2. Определить свой путь. Изучите предложения, ознакомьтесь с типами операционных моделей и решите, какую хотите внедрить для реализации и продвижения своих продуктов/услуг/интересов. На основе выбранной операционной модели оцените реальное состояние всех уже существующих внутренних операций и сделайте выводы. Анализируйте: какие из них должны быть приоритетными в первую очередь? Какую аналитику нужно учитывать? Все это является основой для следующего шага. Не можете сделать самостоятельно – ступайте самым оптимальным путем: обратитесь к опытному интегратору технологий для определения и интеграции нужного вам бизнес-кейса. 
  3. Спланируйте свои действия. Нельзя сегодня уволить всех сотрудников и отказаться от аренды офиса, а завтра выйти новым инновационным предприятием на онлайн-платформе. Цифровая трансформация так не работает. В рамках преобразования предприятия его отделы, подразделения, склады, сам офис и производство, если оно есть, требуют не ликвидации, а оптимизации и адаптации каждой из заложенных в них функций. Современные программные решения позволяют их оцифровать и связать между собой в пределах единой эффективной инфраструктуры, которая позволит развернуть дальнейшую деятельность в нужном направлении. Анализируйте: где нужны люди, а где искусственный интеллект? Где нужны автоматизация, а где система управления ресурсами? Сегодня есть цифровые инструменты для любых целей – даже, собственно, для планирования своих действий. 

Насколько убедительны прогнозы и тенденции в отношении цифровизации бизнеса? 

К ним можно относиться по-разному, но избежать провала без применения технологий не удастся, и уже сегодня нервничают даже те, кто еще вчера не знал, что это. Еще два года назад ведущие на рынке экспертной аналитики Gartner, McKinsey, CBInsights и Deloitte тонко намекнули, что к 2020 году переход на цифру хотя бы части бизнес-процессов осуществят более 68% предприятий по всему миру. Сегодня, ввиду пандемии и глобального экономического кризиса этот процент даже выше – 72. Безусловно, речь не идет о том, что каждое предприятие стало на сто процентов цифровым. Тем не менее, спрос на локальные и комплексные программные решения на мировом рынке вырос в десятки раз только за последние полгода. 

Что говорили аналитики по поводу тех, кто откажется от технологий из принципа, полагаясь на рыхлый фундамент устаревших бизнес-моделей? Они просто исчезнут с рынка.