АІ в бизнесе

Alibaba в 2020: курс на New retail

Компания Alibaba (BABA) увеличила стоимость своих акций на 20%. Эксперты прогнозируют, что на китайском интернет-пространстве ритейлер продолжит занимать устойчивые позиции, и объясняют это появившимся курсом на New Retail. Это новая стратегия розничных продаж, согласно которой потребители с низким доходом способны принести компаниям больше денег, чем люди с доходом выше среднего, ведь первая категория намного обширнее, чем вторая. Кроме того, Alibaba, в сравнении с такими компаниями, как Tencent и JD.com (JD), активнее привлекает пользователей, имеет высокую конкурентоспособность и больше вкладывает в инновации. Эта тенденция сохранится и в 2020 году.

Появится ещё один важный вектор – ориентация не только на китайский рынок, учитывая его экономическую зрелость, но и на внешний. Если китайские интернет-компании хотят быть успешными, им необходимо расширяться по всему миру. Это необходимо и для сохранения текущих темпов роста. Если же ритейлеры ограничатся внутренним рынком, их ждёт участь Baidu: в последнем квартале 2018 года компания испытала спад прибыли, а ужесточение государственной политики в отношении рекламы и отсутствие выходов на внешний рынок усугубили положение.

Стратегия, которую намерены протестировать в Alibaba – ориентация на города нижнего уровня, то есть, на уезды, волости и деревни. Из-за большой территории Китай имеет сложное административное устройство, и часто люди, проживающие в административных единицах нижнего уровня мигрируют в провинции и автономные районы. Соответветственно, крупные ритейлеры должны охватить как группы людей с высоким доходом, так и тех, кто зарабатывает меньше среднего. Хорошим примером является город Шэньчжэнь. Несмотря на статус города 1-го уровня, его население в значительной степени сформировано жителями нижних уровней – мигрантами из деревень Китая. Здесь группы с низким доходом обеспечивают себе более высокую заработную плату и потребляют товары с платформ электронной коммерции, таких как Tmall и JD. Для Alibaba остаётся приоритетным захват внимания групп с низким доходом.

По данным жилищной платформы Beike, проводившей опрос в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу, Ухане, Чэнду, Сиане и 10 других городах Китая, только 22% опрошенных живут вблизи магазинов Hema Fresh (точки розничной сети, принадлежащей Alibaba Group), остальные снимают жильё в более дальних районах. Сейчас магазины Hema привлекают в основном покупательские группы с доходом «белых воротничков» (годовой доход 270 тысяч юаней).

Эксперты прогнозируют цифровизацию отрасли, например, развёртывание платёжной системы на основе технологии распознавания лиц. Таким образом ритейл-гиганты намерены ещё более упростить осуществление каждой транзакции. Международная компания Lazada, принадлежащая Alibaba также сталкивается с растущей конкуренцией со стороны местных компаний Shopee и Tokopedia, и выход на мировой рынок оказался для неё не таким простым, как казалось ранее. Электронная торговля – одна из отраслей, в которой Alibaba может масштабироваться и получит преимущество в сравнении с Tencent и Baidu.