Говоря об изучении программирования в школах с начальных классов, мы подразумеваем без преувеличения глобальный вклад в развитие и подготовку каждого ребенка к успешному будущему в условиях переменчивого технологичного мира. Действительно, недооценивать перспективы и возможности, которые приобретают дети в процессе освоения такого предмета еще в раннем возрасте, попросту нецелесообразно: мировое сообщество давно доказало эффективность такой практики в рамках, в частности, школьной программы. Мы говорим, прежде всего, о формировании у будущих специалистов важнейших навыков и компетенций, а не о привитии любви к профессии программиста.

Однако, в контексте актуализации данного вопроса и поисков наиболее качественных способов воплотить идею внедрения программирования в официальные образовательные программы, мы не сполна оцениваем один, по сути, ключевой аспект: в условиях спроса 21-го века со стороны тех, кто жаждет технологий и их создателей, многие преподаватели, которые должны подготовить детей к будущей конкуренции на рынке труда, и сами нуждаются в такой подготовке и повышении уровня квалификации. Ведь именно на учителей возложена функция дать детям необходимые знания. Большинству школ сегодня, как и 5 лет назад, до сих пор нужны профессионалы в области компьютерных наук, а последним – прогрессивная подготовка.

Партнерство между государственным и частным секторами уже не один год является одним из лучших способов решения проблемы общенациональной нехватки учителей по информатике. К сожалению, как показывает практика, большинство из них не посещают регулярно какие-либо курсы, а потому нуждаются в поддержке профессионального развития. Особенные проблемы испытывают учителя информатики в школах сел и малых городов, а в некоторых они и вовсе отсутствуют.

Ссылаясь на данные опросов 2019 года, проведенных Google и Code.org, лучше и быстрее всего в такой ситуации выручают бесплатные некоммерческие онлайн платформы, которые в своем большинстве предоставляют отличные практики по изучению основ программирования не только для детей, но и для взрослых, планирующих его преподавать. Так, вместо того, чтобы сосредоточиться на конкретном инструменте или учебном плане, курсы предлагают для начала уделить время пониманию фундаментальных понятий в области компьютерных наук, объединяя определенный преподавательский опыт с разнообразными существующими учебными программами, доступными сегодня.

Важной целью является сделать каждого учителя более прогрессивным специалистом, чтобы он имел уверенность и знания для удовлетворения потребностей каждого учащегося в классе. Сейчас наиболее популярными языками программирования в школах являются Scratch (блочное программирование) и Python (текстовое программирование), а некоторые используют оба варианта. Освоить их достаточно легко даже ребенку, так что взрослому останется лишь соответствующий правильно составить курс программы.

На самом деле, по мнению многих экспертов, не смотря на то, что планы уроков и стратегии обучения действительно важны, основное внимание стоит все же уделять тому, как сделать само программирование и его принципы понятными и доступными каждому. Так, учителя часто настолько заняты выполнением определенного проекта в классе, что могут, например, не учесть игровую составляющую процесса, что особенно принципиально для учеников младших классов. А ведь формирование и укрепление навыков программирования изначально происходит именно за счет интерактива – тогда и наращивание трудности новых задач дает более качественный результат у учащихся в будущем.

Безусловно, цели касательно как изучения, так и преподавания информатики в школах чаще всего ставят в лучшем случае сами школы в индивидуальном порядке, а в худшем – государство. Почему государству не стоит вмешиваться в такие тонкости? Потому что каждый преподаватель вправе самостоятельно освоить лучшие методики и практики посредством изучения многих доступных ресурсов, не упираясь в сковывающие стандарты. И, даже если задачи учителя-информатика разительно отличаются от тех, которые решают преподаватели других предметов, сегодня существует огромное количество доступных возможностей трансформировать свои навыки в новый необходимый опыт.

Имея дело с предметом, все еще являющимся новым для большинства школ, учителя, которым предстоит научить детей программировать, постоянно сталкиваются с новыми инструментами и программным обеспечением, но при этом должны научиться выбирать оптимальный вариант, а не исключительно рекомендуемый. Ведь и потребности учеников индивидуальны.

Любые обучающие занятия, связанные с профессиональным развитием, дают прекрасную возможность формировать новый опыт и изучать его на практике. Важно помнить, что это профессиональное развитие не должно упираться лишь в составление учебных планов и соответствие неким стандартам, которые не всегда адаптируемы в тех или иных условиях.

Ну и в заключение – емко о преимуществах и возможностях, которые дает преподавание программирования в школе каждому учителю:

  • Введение программирования в школьную программу – шанс улучшить карьеру за счет дополнительной практики и повышение квалификации;
  • Опыт преподавания программирования помогает получить новые знания, исследовать новые практические методики и интерактивные подходы к учебному процессу;
  •  Обучая детей программированию, можно наладить уникальные коммуникации в классе и выявить приоритетные возможности учеников, ведь так легче распознать потенциал и способности каждого ребенка;
  •  Современные дистанционные образовательные онлайн платформы дают возможность каждому учителю получить свободный доступ к необходимым квалификационным знаниям, обмениваться передовым опытом и наращивать набор уникальных компетенций и навыков.

Автор: Юлия Долгопятова


Читайте также:

Ключевая цель преподавания программирования – дать детям возможность изучить его фундаментальные концепции в качестве базового навыка

Code Ninjas популяризует кодирование среди девочек

Комментарии