Анализ учебных планов, содержания уроков, объемов материального обеспечения, мнений учителей показывает, что на практике образовательные инициативы в школах весьма разнообразны и не отличаются последовательностью – страны ориентируются на потребности рынка труда и тенденции инновационной среды. В любой случае, сегодня обучающие курсы по программированию и ИКТ, внедряемые в школьные образовательные программы, доминируют в силу того, что этого требует современность.

США
Фактически вся существующая на сегодняшний день компьютерная наука как таковая берет истоки именно из США – здесь к программированию и ИКТ относятся как к отдельной глобальной культуре, которая формирует уникальный плацдарм для всех возможных профессий. Большинство стран мира, внедривших программирование и основы ИКТ в школьные программы, используют американские онлайн платформы и программное обеспечение, которые адаптируются под любые потребности как детей и их родителей, так и непосредственно под форматы различных образовательных систем. В то же время, массово и повсеместно в американских школах обучения основам программирования и ИКТ официально не существует – большую часть потребностей частных школ в реализации обучения соответствующему предмету покрывает бизнес, и только последние несколько лет государство усиленно работает над тем, чтобы программирование изучалось детьми в каждой школе, начиная с начальных классов.

Австралия
Программу преподавания информатики в австралийских школах кардинально обновили в начале 2015 года. Так, основы программирования (включая визуальное и интерактивное) школьники начали изучать с 3 класса. В 7 классе дети должны освоить за учебный год минимум один язык программирования, а в 9-10-м – основы объектно-ориентированного программирования. При этом решение, какие именно языки программирования изучать, в каком порядке и какие методики для этого использовать, – каждый штат страны принимает в индивидуальном порядке, ориентируясь на потребности и возможности учащихся.

Китай
Власти Китая сделали программирование обязательным предметом для изучения, начиная с начальных классов, лишь в 2018 году. Однако, помимо этого, местные дети также изучают основы искусственного интеллекта и сопутствующих ему технологий на уровне базиса. В прошлом году даже были выпущены соответствующие учебники для начальной, средней и старшей школы.

Южная Корея
Министерство образования Южной Кореи включило программирование в национальную образовательную программу еще в 2015 году. Тогда предмет изучали ученики только средней школы. В 2017 году программа охватила начальную школу, а уже в 2018-м учащимся старшей школы предлагают курсы программирования по выбору.

Польша
Польша известна запущенной в 2013 году программой «Мастер Кодирования», направленной на обучение учащихся начальной школы основам программирования. В первый год действия программы в ней приняли участие почти 150 школ и почти 7 тысяч учеников разных классов. В 2016 году министерство образования масштабировало программу, в результате чего уже в 2017-м она охватила почти 100 тысяч школьников по всей стране.

Финляндия
Министерство образования Финляндии включило основы программирования в образовательную программу в 2016 году. В начальной школе дети учатся работать с самыми простыми приложениями и программами, в средней – полноценно осваивают Scratch, а в старшей – работают с настоящими языками программирования.

Эстония
Страна запустила пилотную программу изучения основ программирования с 1 по 12 классы еще в 2012 году. Эксперимент охватил больше двух десятков школ, показав высокую вовлеченность в предмет, после чего он стал обязательным для изучения повсеместно.

Великобритания
Великобритания – одна из самых прогрессивных стран ЕС на сегодняшний день, наиболее активно работающая над формированием квалифицированных IT-специалистов для внутреннего рынка. Основы программирования в школах здесь начали преподавать в обязательном порядке детям с 6 лет с 2014 года. Ученики начальных классов учатся создавать самые простые программы, а с 11 лет изучают различные алгоритмы и уже минимум два полноценных языка программирования. Стоит отметить, что до этого нововведения школьники изучали основы компьютерной грамотности, однако старые программы были рассчитаны, прежде всего, на изучение работы с компьютером в качестве пользователей, а потому, когда в силу разрастания инновационной среды такой предмет утратил свою актуальность, его модернизировали. Кроме того, 2014 год в Великобритании был объявлен «Годом Кода», в рамках чего в стране прошла серия прогрессивных образовательных мероприятий для общественности и бизнеса, направленных на пробуждение интереса к IT-технологиям и программированию.

Франция
Официальные курсы программирования в школах Франции, начиная с начальных классов, стартовали в 2014 году. Занятия поначалу ввели как дополнительные в виде факультатива, где школьники знакомились с основами компьютерной грамотности и созданием простых приложений. Однако, позднее обучение программированию распространилось практически по всей стране, после чего стало обязательным к изучению в рамках школьной программы – таким образом власти хотят повысить интерес среди учащихся к техническим и ИТ-специальностям.

Автор: Юлия Долгопятова


Читайте также:

Изучение программирования в школе необходимо для комплексного развития ребенка в контексте осваивания всех предметов без исключения

Сингапур делает ставку на раннее программирование

Комментарии