В Украине на сегодняшний день раннее программирование как базовое знание не является основным содержанием существующих уроков Информатики. Структура изучения данного предмета в школах далека от реальных потребностей учащихся в знаниях о программировании: подавляющее количество часов школьной программы уделяется навыкам, которые школьники в этом возрасте, как правило, осваивают самостоятельно.

Отсутствие реализации соответствующей программы на государственном уровне заставляет родителей и учителей, которые понимают суть проблемы, искать ее решение самостоятельно. В результате наблюдается растущее несоответствие между приобретенными детьми навыками и навыками, реально необходимыми современному рынку труда. И сегодня речь идет, прежде всего, не о том, чтобы подготовить будущее поколение к работе исключительно в качестве программистов. А о том, чтобы стимулировать вычислительное и критическое мышление, умение эффективно решать проблемы взаимодействия с миром инновационных технологий, успешно сочетать логику, математику и алгоритмы независимо от выбранной профессии. Страна не получит положительный экономический эффект, а дети – карьеру будущего, если программа не будет внедрена.

Последнее и пока единственное исследование по вовлечению школьников в программирование в Украине проводилось в 2015 году (Ассоциация IT Ukraine). Всего было опрошено чуть более 1000 детей в возрасте 12-14 лет из разных городов страны. Опрос показал, что 60% учеников очень хотят научиться программировать, но не имеют для этого доступных возможностей; 18,5% уже пробуют программировать самостоятельно или факультативно, потому как школы не предусматривают соответствующие программы обучения; 12,7% хотели бы научиться программировать для себя; 4,2% не имеют никакого представления о том, что такое программирование в принципе, и никогда не изучали его в школе. При этом, на тот момент более 75% опрошенных имели дома ПК и уже умели им пользоваться.

Принципиально, что за последние несколько лет общемировая картина рынка труда существенно изменилась, а потому и потребность в специалистах, имеющих хотя бы базовые навыки программирования и работы с передовыми технологиями, значительно увеличилось.

По данным исследования Ассоциации IT Ukraine и Офиса эффективного регулирования (BRDO) 2018 года, IT-сфера в Украине стабильно растет на 11-26% ежегодно независимо от общего состояния экономики страны. А, по оценкам компании GlobalLogic Украина, при благоприятных условиях к 2025 году сектор информационных технологий может вырасти до 8,4 млрд. долл., или в 2,3 раза, а количество рабочих мест увеличится до более 240 тыс. человек.

Согласно данным официального отчета McKinsey Global Institute (2018), потребность в специалистах, которые владеют основами программирования и ИКТ и могут свободно взаимодействовать с инновациями в сферах маркетинга, медицины, образования, мультимедиа, производства, розничной торговли, финансовых услуг и энергетики, увеличится на 50% в США и на 41% в Европе до 2030 года.

С появлением Искусственного интеллекта и Интернета вещей наша жизнь будет еще больше зависеть от онлайн и цифровых услуг, которые в ближайшие годы значительно усилят уже существующую конкуренцию на рынке среди квалифицированных специалистов и автоматически расширят спектр требований к ним. Раннее программирование в школах заложит фундамент универсального подхода к выбору многих профессий и усилит будущее конкурентное преимущество каждого ребенка.

Автор: Юлия Долгопятова


Читайте также:

Раннее программирование является передовой практикой в мире: что несет в себе эта уникальная тенденция?

Навыки и знания, полученные детьми в процессе изучения основ программирования, наделяют их уникальными возможностями для успешной самореализации в будущем

Комментарии