За последнее десятилетие произошел сейсмический сдвиг в ландшафте обучения программированию, и буквально в течение пяти лет процесс глобально ускорился. Эта тенденция стремительно захватила практически все страны мира. В одной только Великобритании более 500 000 учащихся государственных школ в настоящее время проходят обязательные курсы по программированию, начиная с младших классов, а другие страны Евросоюза двигаются еще быстрее. По сути, миллионы детей во всем мире в данное время учатся кодировать каждый день – как в учебных заведениях, так и на массовых открытых онлайн-курсах (MOOC).

В эпоху инновационных технологий, уникального программного обеспечения и автоматизированных систем уже сегодня более 50% рабочих мест в мире во всех возможных сферах деятельности требуют определенных технологических навыков. И многие эксперты заявляют о том, что этот процент увеличится до 77% менее чем за десять лет. По оценкам WhiteHouse.gov, к 2018 году только в США может оказаться почти 2,5 млн. незаполненных рабочих мест в области науки, инженерии, физики и математики, медицины, финансовых и коммерческих услуг, образования и маркетинга. Отсутствие навыков программирования и работы с ИКТ неизбежно приведет к задержкам в реализации многочисленных проектов, заточенных на инновации, повышению затрат на оплату труда, а также затрат времени и денег на поиск квалифицированных сотрудников и обучение ныне существующих, что повлияет на способность предприятий внедрять инновации и выводить на рынок новые продукты.

Тренд или реальная необходимость?

По мере того, как количество рабочих мест в области ИКТ растет, потребность в людях с соответствующими навыками увеличивается в геометрической прогрессии. По оценкам аналитиков, 65% детей во всем мире, поступающих в начальную школу сегодня, в будущем, вероятнее всего, займут рабочие места, которых еще даже не существует. Их создаст рынок быстро развивающихся технологий, которые вносят свои коррективы в каждую из существующих профессий, а потому львиная доля требований к кадрам будет сводиться к навыкам программирования. Развитие этих навыков в раннем возрасте будет иметь положительный эффект как для рынка труда, так и для карьеры каждого ребенка – он сможет успешно реализовать себя в любой сфере.

Согласно наблюдениям многих ученых, дети, которые начинают изучать компьютерное программирование еще в начальной школе, также демонстрируют меньше гендерных стереотипов в отношении карьеры в ИКТ. Кроме того, раннее программирование закладывает фундамент всестороннего развития личности, формирования критического и логического мышления, умения коммуницировать и решать проблемы разного характера, развивать воображение и творческие способности. Образование в области компьютерных наук дает ребенку основу, на которую он сможет опираться как на профессиональном, так и на жизненном пути.

Почему учиться программировать нужно начинать в раннем возрасте?

Раннее программирование небезосновательно стало предметом особой важности и повышения осведомленности международного сообщества, переходя от узкой области «факультатива» к более широкому значению в рамках государственных школьных программ. В современном мире, где Google может удовлетворить практически любой запрос в течение нескольких миллисекунд, именно технические навыки позволят детям добиться успеха, и этот набор навыков заложен в языках программирования.

Существует, как минимум, несколько ключевых причин, почему сегодня данный предмет должен быть включен в учебную программу, начиная с младших классов:

  1. Программирование обеспечивает базовую грамотность в эпоху цифровых технологий.
    Важнейшая роль образования – подготовка детей к будущему. Традиционно, долгое время это означало в большей степени изучение теории на базе определенных фактов. Однако, сейчас учебные программы сместились в сторону обучения практическим навыкам, которые помогают сосредоточиться на более глобальном цифровом мире. Дело в том, что проблемы, с которыми столкнуться наши дети в ближайшем будущем, будут радикально отличаться о тех, с которыми сталкивались их родители. И многие вещи, которые ученики изучают сегодня в школе, уже не будут актуальны к тому времени, когда они ее закончат. Например, одно исследование, проведенное в Оксфордском университете, показало, что 47% сегодняшних рабочих мест вообще будут ликвидированы в течение следующих 20 лет – их уничтожит автоматизация. В этой ситуации одно дело знать, как использовать новые технологии, а другое – понять логику, стоящую за ними. При обучении программированию дети буквально осознают суть цифрового мира, в котором живут. Программирование берет на себя кажущееся «волшебство» технологии, открывая глубину науки, управляющей инновациями. Наша зависимость от этих инноваций будет только возрастать. И дети должны быть в состоянии не только пассивно их эксплуатировать, но также понимать и контролировать их, становясь активной частью огромного цифрового сдвига.
  2. Программирование может изменить мир и его восприятие.
    Последние несколько веков люди полагались на письменное слово для распространения идей. При этом письменность всегда приравнивалась к грамотности в любой языковой культуре. Но сегодня одной письменности для грамотности уже недостаточно: нужно уметь писать не только буквы, слова и предложения, но и программы и интерфейсы. Сейчас это звучит претенциозно, но уже через 5-10 лет станет настоящим спасательным кругом для каждого ребенка. По сути, все, что мы сегодня видим и применяем в жизни, заточено в рамки цифрового измерения. И его создает программирование.
  3. Программирование порождает уникальные открытия и формирует новые идеи.
    У всех есть идеи, но для их реализации нужно понимать свои способности, вовремя раскрыть свой творческий потенциал и приобрести необходимые навыки для их воплощения в жизнь. Программирование выполняет все эти функции в контексте подготовки ребенка, уверенного в своих возможностях и готового совершать новые открытия и создавать уникальные вещи. И, даже если в будущем он не станет программистом, то сможет применить приобретённые на практике знания в любой профессии. Программирование растит новаторов и прогрессивных специалистов.
  4. Обучение раннему программированию не является трудоемким процессом и повышает интерес к другим базовым предметам в школе.
    По сути, обучение программированию похоже на изучение любого другого языка, в котором навык должен быть качественно отработан и применен на практике. Это уникальная современная форма коммуникации и общения детей между собой и с окружающим миром, которая просто больше ориентирована на взаимодействие с технологиями и их понимание, а не на преодоление лингвистического барьера. Когда ребенок осознает, что с помощью одного только компьютера или любого другого адаптированного для этого гаджета может творить и при этом понимать принцип созданного, он развивается по-особенному – раскрывает свои лучшие способности. Его мировоззрение становится другим – открытым и доступным для усвоения огромного количества критично полезной информации.

Украинские реалии и прогнозы в цифрах

В 2017 году число ІТ-специалистов в Украине выросло на 27 тысяч, даже не взирая на отсутствие комплексных учебных курсов и соответствующих программ по обучению программированию на государственном уровне, которые помогли бы существенно приумножить эту цифру. Такая статистика показала немалый 27-процентный рост украинского кадрового потенциала работников ИКТ, и на сегодняшний день в ІТ-индустрии страны работают более 130 тысяч специалистов. В 2018 году в эти ряды прибыло еще почти 20% кадров, а к 2020 году в отрасли ожидают увидеть 240 тысяч новых сотрудников – их попросту потребует сам рынок технологий.

Какими бы ни были позитивными прогнозы в данном случае, этих сотрудников нужно будет где-то брать, поэтому формировать и готовить их необходимо начинать уже сейчас. И, если состоянием на прошлый год программисты составляли 53% всех профессионалов украинской ІТ-отрасли, тестировщики программного обеспечения – 14% от общего числа, а менеджеры – 7%, то уже в скором будущем этого будет недостаточно. Кроме того, навыков работы с ИКТ и знаний базовых языков программирования потребуют и другие профессии, в том числе в сферах медицины, науки и образования, рекламы и маркетинга, финансов и банковских услуг, промышленности.

Автор: Юлия Долгопятова


Комментарии