Сегодня уже ни для кого не является новостью тот факт, что идея обучения программированию в школах не просто вызывает беспрецедентный интерес во всем мире, но и имеет веский смысл. Многочисленные исследования показали, что для учащихся крайне важно – как в образовательном, так и в социальном плане – учиться программировать, начиная с раннего возраста.

Однако, говоря о приоритетах и возможностях данной перспективы, а также в процессе изучения тонкостей такого предмета, часто возникает вопрос, почему в одном случае речь идет о программировании, а в другом – о кодировании? На самом деле, разницы как таковой нет, а вот некоторые различия – есть. И, чтобы не путаться в терминах и не придавать им излишнего значения там, где не стоит, следует понимать, о чем на самом деле идет речь.

Первое, что нужно понять, это то, что в течение многолетних споров о значении глагола «программировать» (что фактически означает «сообщить» компьютеру, доступному на нем программному обеспечению или веб-странице, что делать) не было в принципе. Но со временем возможности перестали ограничиваться одним, собственно, компьютером в том виде, в котором мы привыкли его воспринимать. Множество девайсов в виде смартфонов, продвинутых ноутбуков и планшетов – с разной прошивкой, приложениями и возможностями – внесли некоторые корректировки в специфику их использования с точки зрения обучения ИКТ.

Инновационные цифровые технологии и новые подходы к самому «классическому» программированию вывели на поверхность уже наслышанные сегодня понятия «код» и «кодирование», что часто действительно подразумевает набор функций, отличающихся от привычного программирования.

По сути, программирование осталось программированием, но, когда мы говорим об обучении именно детей и современном программном обеспечении для этих целей, то кодирование является более оптимальным термином с точки зрения… простоты используемых действий и опций.

Так какие принципиальные различия между программированием и кодированием?
 1. Первое различие состоит в том, что, как ни странно, но в своем большинстве «классические» программисты, как правило, не имеют никакого формального обучения информатике. Современные же программисты, или именуемые на Западе «кодеры», – не просто новички, которые изучали кодирование самостоятельно, а делали это уже с помощью созданных для этого образовательных онлайн платформ. Или, собственно, дети и подростки, которые с помощью тех же образовательных онлайн платформ изучают кодирование в начальной или средней школе в рамках школьной программы. Тем не менее, стоит учитывать, что, когда речь идет об объявлениях и запросах на вакансии соответствующих специалистов, то компании никогда не запрашивают «кодеров» – они ищут именно программистов.

 2. Второе различие состоит в том, что кодирование более тесно связано с обучающим интерактивом: играми, развивающими приложениями, «детским» программным обеспечением. Все это необходимо именно для обучения маленьких школьников, которым таким образом легче понять принципы и возможности цифровых технологий. Из западных источников мы часто слышим: «Кодирование – это весело». Так и есть – процесс обучения на ранних этапах фактически состоит из увлекательной игры, а не терминологии и суровой практики, основанной на познании и углублении в языки программирования. Отсюда и выражение: «Кодировать может каждый, даже не будучи настоящим программистом». И в нем заложена большая доля истины. По сути, такие программные языки, приложения и платформы, как Scratch Jr, Scratch, Swift Playground или Code Studio действительно обучают начинающих именно кодировать. Но со временем, получив такой опыт, в старших классах, колледже или институте, дети начнут учиться фактически профессиональному программированию. И это будет не формальный этап, а та практика, которая ведет к знанию предмета и приобретению значимых навыков и компетенций.

Таким образом, кодирование – это термин, который попросту чаще всего используется в школах, преимущественно западных, так как отнюдь не во всех странах мира, к сожалению, дети вообще имеют возможность узнать на практике, что такое современная информатика. И да, как ни парадоксально, даже самые примитивные на первый взгляд практики, направленные на обучение построения «кода», действительно способны сформировать квалифицированного программиста, если учебная программа будет отражать приоритеты направления ИКТ и пожелания самих детей.

Автор: Юлия Долгопятова


Читайте также:

В Джорджии школьников обучают кодированию, используя блоки SAM Labs

Не стоит недооценивать преимущества «правильной» информатики в школе

Комментарии