По мере того, как информационные технологии становятся все более укоренившимися в обществе, международная конкуренция в области инноваций накаляется. Это требует от современных поколений все более прогрессивных навыков для обустройства собственной карьеры.

Знакомство с программированием в раннем возрасте дает учащимся базовое понимание не только того, как применять технологии на практике, но и того, что можно создать с их помощью, даже не являясь специалистом в сфере ИКТ. Мы и так окружены устройствами, управляемыми компьютерами, а потому просто обязаны вникать в принципы их работы и влияния на нашу повседневную жизнь.

По сути, в контексте изучения любая компьютерная программа сама по себе уже является более чем эффективным средством для знакомства с инновациями. Кроме того, это готовый «набор инструментов» и фактически пошаговая инструкция к систематическому и поэтапному исследованию всех процессов исчерпывающего использования возможностей технологий.

Безусловно, языки, применяемые для программирования, показательно эволюционировали за последние несколько десятков лет. Интерфейсы, приложения и платформы стали более доступными, естественными, интуитивно понятными и эффективными для реализации самых разных целей, а особенно – в образовательной среде. Но при этом сама суть осталась прежней – то, что сегодня необходимо для усовершенствования бизнес-процесса, решения научного уравнения или интеллектуального анализа данных, лежит на поверхности: в правильности построения кода. А потому, на протяжении всей эволюции языков программирования, фундаментальные принципы нисколько не изменились и выражают три основные вещи:

  • Порядок, в котором выполняется последовательность заданных инструкций;
  • Устройства и инструменты, которые обеспечивают возможность соблюдения последовательности в выполнении инструкций заданное количество раз;
  • Контроль и анализ выполняемых инструкций в последовательности, необходимой для достижения заданного результата.

Понятно, что при нынешнем выборе языков программирования существенную роль играют личные предпочтения, тенденции, следование определенным требованиям в образовательной среде с точки зрения уже изученных и проверенных на практике методик. Так, Scratch, например, популярен среди учеников начальной школы, так как прост для понимания. А Python – среди учеников средней и старшей школы, так как при желании может использоваться для создания даже научных приложений.

Собственно, о каком бы выборе ни шла речь, тут важно другое: написание и последующее выполнение инструкций в рамках любой из используемых программ дает немедленную обратную связь относительно того, правильно ли учащийся выполнил все необходимые действия для того, чтобы получить ожидаемый результат. В конечном счете понимание того, как достигнуть заданной цели наиболее точно и эффективно, гораздо важнее, чем детали самого языка программирования. Ведь в любом из них лежат алгоритмы, а работа с ними формирует у детей уникальное алгоритмическое (вычислительное) мышление, обладатели которого, как любят говорить эксперты, и станут истинным спасением для будущего прогрессирующей цифровой цивилизации.

В то время, как бесконечные стенания на мировом плацдарме касательно постоянной нехватки кадров в сфере ИКТ не всегда отражают реальное положение вещей в каждом отдельном государстве, – как раз нехватка кадров, владеющих навыками алгоритмического и критического мышления, является глобальной проблемой. И изучение программирования, начиная со школьной скамьи, является панацеей для решения этого вопроса в прямом смысле этого слова.

Автор: Юлия Долгопятова


Читайте также:

На эффективное изучение программирования в школах влияют многие факторы

В Сингапуре тестируют Code For Fun – расширенную программу обучения кодированию в школах

Комментарии