Сегодня практически каждый современный человек, независимо от возраста, имеет смартфон или компьютер и каждый день использует их для общения, обмена информацией, просмотра и чтения различного контента для учебы, работы и развлечений. Глобально все это возможно благодаря программированию – базовому навыку цифрового века. Осознание и понимание этого аспекта не менее важно, чем умение пользоваться современными технологиями. Именно поэтому дети, которые изучают программирование с начальных классов в школе, получают важнейший в современном мире опыт, который сочетает в себе общение, мышление, логику и навык решения проблем. Это компетенции 21-го века, которые ценны для будущего успеха.

В то же время до сих пор существуют некоторые предрассудки среди родителей касательно того, почему, для чего и с какой целью дети учат программирование, и часто недопонимание специфики и роли такого предмета в школьной программе понижает важность его изучения и вовлеченность непосредственно в процесс. Мы рассмотрим три самые часто встречающиеся и укоренившиеся в обществе мифы, все еще существующие на сегодняшний день.

Миф 1. Программирование нужно изучать в одном случае – если хочешь стать программистом.

Реальность. Еще лет 20 назад, по крайней мере, в США это было именно так, – умение писать код рассматривалось не как базовый навык, а как профильная направленность в подготовке соответствующих специалистов. Детей не приобщали к данному процессу с раннего возраста – многие образовательные системы были построены таким образом, что тех, кто проявлял интерес к программированию, уже после 12 лет просто переводили в профильные технологические классы или направляли на дополнительные учебные курсы. Инициатива могла исходить как со стороны преподавателей, так и со стороны родителей и непосредственно детей. Сейчас эта схема себя изживает: единственное, что летит быстрее времени, – это прогресс технологий. За последние десятилетия они развились настолько, что владение цифровой грамотностью стало обязательным условием успешного трудоустройства и конкурентоспособности. А программирование, при современном наборе учебных инструментов и масштабировании соответствующих учебных онлайн платформ, позволяет вовремя сформировать эту цифровую грамотность на том базовом уровне, который необходим ребенку для будущей самореализации. Кроме того, программирование – это «портфель» важнейших навыков и компетенций, которые в нынешнем цифровом мире должны закладываться в раннем возрасте: гибкое и критическое мышление, коллективная и индивидуальная работа над решением проблем, всестороннее развитие и лучшее понимание сути других базовых дисциплин, логика в действиях и поступках, понимание сути технологий и умение с ними взаимодействовать на практике. Именно поэтому программирование повсеместно становится обязательным к изучению предметом в рамках школьных программ, начиная с младших классов. И именно поэтому там, где этого еще не произошло, детей пытаются научить ему вне школы как можно раньше.

Миф 2. Программирование только для мужчин – это не женская профессия.

Реальность. Во-первых, изучение программирования не равно стать программистом. Во-вторых, говоря про детей, мы не всегда понимаем и знаем, кем они захотят стать в будущем. В-третьих, этот выбор никак не зависит от пола ребенка. В-четвертых, в современном мире программирование – основа общего развития базовой цифровой грамотности, которая необходима каждому, независимо от гендерной принадлежности, выбранной профессии, амбиций и карьерных приоритетов. Это фундамент качественного образования и залог успешной самореализации в любой сфере деятельности. Такое положение вещей, безусловно, не отменяет того факта, что дети, проявляющие особую склонность к компьютерным наукам, не могут стать программистами в будущем. Но сама суть идеи изучать его с раннего возраста в обязательном порядке и повсеместно не строится исключительно на цели вырастить поколение тех, кто сможет восполнить недостаток рабочих мест только в секторе ИКТ. Суть идеи как раз в том, чтобы ваша дочь или ваш сын смогли получить ту самую уникальную конкурентоспособность на переменчивом рынке труда заблаговременно, и чтобы однажды, в условиях завышенных требований со стороны работодателя, гендерный признак уже не играл совершенно никакой роли при трудоустройстве. Те навыки и компетенции, которые закладывает изучение программирования, дают «зеленый свет» к успеху абсолютно всем без исключения. Вопрос – кто и как этим воспользуется. Кроме того, современные принципы изучения программирования многоспекторные и широкопрофильные – этот процесс интересен всем: и ученикам, и ученицам, и их родителям, и преподавателям. Не нужно сужать рамки над прогрессом, который открывает новые возможности.

Миф 3. Программирование изучать тяжело – не нужно усложнять детям жизнь.

Реальность. Профессиональное программирование на уровне создания уникального программного обеспечения и технологических продуктов узкого или массового потребления – да. Но мы говорим о детях и базовом школьном образовании, которое сегодня должно соответствовать современным тенденциям и требованиям, если мы хотим, чтобы нашим детям не было тяжело, и они не усложняли себе жизнь. Программирование в школе – не специализированный предметный «хардкор», утяжеляющий понимание и восприятие ребенка в процессе учебы. Благодаря разработанным мировым сообществом методикам и практикам в рамках существующих учебных программ, оно стало адаптивным, интерактивным и развивающим, наоборот способствующим формированию более качественного восприятия других дисциплин. Детям усложняет жизнь часто встречающаяся громоздкость школьных планов, когда приходится совершенно бесцельно заучивать то, что чаще всего не станет навыком первой необходимости во взрослой жизни. Современное программирование для детей позволяет ознакомиться с технологиями, научиться ими пользоваться, понять принципы логики, суть точных и естественных наук. Оно расширяет мировоззрение, формирует эффективные коммуникации, приобщает к общению в интерактивной форме, отвлекает от зацикленности на информации, которая тяжело воспринимается, и даже способствует тому, чтобы этот процесс наладился. Важно понимать, что непринятие этих вещей в рамках потребностей современных поколений усложняет им жизнь куда больше, в то время как существует возможность сделать ее полноценной и самодостаточной.

Автор: Юлия Долгопятова


Читайте также:

Edtech – современная тенденция в образовании

За последнее десятилетие основы программирования прочно укоренились в школьных программах многих стран мира

Комментарии