Нынешняя реальность такова, что технологии будут развиваться с необычайной скоростью в ближайшем будущем, влияя на все без исключения сферы деятельности общества и каждого отдельного человека. При этом набор навыков, которые ребенок сегодня приобретает и развивает в школе в процессе обучения, будет существовать всегда, и именно от них преимущественно будет зависеть то, насколько успешно он будет адаптироваться к окружающему миру и его тенденциям.

Сегодня общая цифровая грамотность, знание основ программирования и работы с ИКТ фактически являются ключевыми условиями эффективного обучения, а в перспективе – успешного трудоустройства на современном рынке труда независимо от выбранной профессии.

Согласно практическим исследованиям о пользе и важности изучения детьми раннего программирования в школах учредителями влиятельной международной онлайн-платформы Tynker, эксперты выделили следующие навыки и компетенции:

  1. Программирование улучшает общие результаты и успешность обучения:
    Математика: программирование помогает детям визуализировать абстрактные понятия, позволяя применять подсчеты в реальных ситуациях.
    Письменность: работая с языками программирования, дети лучше сосредотачиваются на правильности написания и начинают понимать ценность краткости и планирования.
    Креативность: дети учатся экспериментировать, раскрывая свои умственные способности и творческий потенциал.
    Уверенность: родители детей, изучающих программирование в школе, говорят о их большей открытости, укреплении доверия и интереса к обучению.
  2. Программирование формирует «гибкие» навыки:
    Организованность: программирование учит строить коммуникации и работать в команде, а также фокусироваться на проблеме.
    Устойчивость: программирование требует концентрации внимания и устойчивости в преодолении проблемы.
    Логика: программирование учит логически и критически мыслить в ходе решения поставленной задачи.
  3. Программирование закладывает основы успешного будущего:
    Расширение прав и возможностей: программируя, дети учатся преодолевать препятствия, адекватно воспринимать изменения и не бояться экспериментировать, когда этого требует ситуация, понимать «природу» происхождения технологий, формировать представление о будущей профессии.
    Жизненные навыки: программирование – это «вторая базовая грамотность» в цифровую эпоху, которая дает возможность не только пользоваться технологиями, но и создавать их в соответствии с собственными потребностями и потребностями общества.
    Подготовка к успешной карьере и конкурентоспособности: спрос на работников, владеющих базовыми языками программирования, растет и будет усиленно расти с каждым днем. Именно на таких специалистов уже сегодня ориентируется современный рынок труда.

Принципиально отметить, что, на фоне ожидаемых кадровых прогнозов, идея изучения программирования в школах изначально имеет цель не вырастить будущих программистов и узкоспециализированных специалистов по ИКТ, а сформировать качественно новое поколение всесторонне развитых прогрессивных специалистов каждой сферы деятельности. Ведь сегодня практически каждая профессия связана с информационно-компьютерными технологиями и требует крайне специфических знаний и умений от новых участников рынка.

Так, согласно прогнозам EU Code Week, почти 90% рабочих мест всех возможных профессий к 2025 году будут привязаны к ИКТ в той или иной степени и требовать хотя бы базового уровня навыков программирования и взаимодействия с информационно-компьютерными технологиями. И уже к 2020 году по всей Европе будет ощущаться нехватка более чем в 800 000 специалистах по компьютерным навыкам для разработки и совершенствования всех возможных программных сервисов.

Важно, чтобы сегодняшние школьные программы, стартуя с начальных классов, отражали современные тенденции и реагировали на ключевые изменения в потребностях и приоритетах как самих детей и их родителей, так и государства в целом. По мере формирования новых поколений, это позволит получить приоритетное количество квалифицированных специалистов, способных стать частью новых свершений и инновационных процессов, в которых нуждается экономика.

Автор: Юлия Долгопятова


Читайте также:

В школах Ганы вводят изучение программирования и баз данных

Как сегодняшние школьники будут строить экономику нашего будущего?

Комментарии