Одна из ролей, которую должна играть наша система образования, заключается в том, чтобы подготовить детей быть ответственными гражданами с навыками, необходимыми для достижения успеха в зрелом возрасте. Все классы, начиная еще с подготовительного, закладывают основы базисов – чтения, письма, «ранней» математики и обмена информацией, которые изначально разработаны как набор строительных блоков знаний. Каждый последующий год вводит новые блоки в образование детей, призванные подготовить их к взрослой жизни, а потому их назначение должно максимально соответствовать времени и тенденциям.

Современные дети уже интуитивно знают, как использовать многие технологии. Даже в раннем возрасте они начинают прикасаться к экранам и клавиатурам, быстро обучаясь тому, как ориентироваться во всех типах цифровых устройств. Но одно дело осваивать «на ощупь» и совершенно другое – фундаментальное понимание того, как эти технологии работают и как их можно использовать для еще большей функциональности. А еще лучше – как создать нечто подобное, только еще лучше?

Пришло время школам осознать, что технологии стали частью нашего повседневного образа жизни. Чтобы помочь детям понять, как все, что они используют изо дня в день, работает на уровне глобального взаимодействия, и как это рационально применять в полном объеме, нужно не просто учить теорию или поощрять соответствующую практику. Нужно развивать целый спектр дополнительных навыков и компетенций. Программирование должно стать тем новым обязательным строительным блоком в учебной программе, который существенно повлияет на ее качество и эффективность в целом.

Итак, какая же специфика изучения программирования в школе?

  1. Программирование учитывает специфику восприятия и мышления детей младшего школьного возраста, а потому его изучение и адаптация к другим дисциплинам не требует создания особых условий и привлечения масштабных дополнительных ресурсов;
  2. Научить учащихся начальных классов работе с выбранными конкретными приложениями или программным обеспечением не представляет особой сложности, а те психологические особенности, которые свойственны маленьким детям, позволяют сделать большой шаг в развитии логико-алгоритмического мышления за достаточно короткий промежуток времени;
  3. Содержание программирования в младших классах строится прежде всего на познавательной интерактивной составляющей, что позволяет даже при минимальном использования электронных устройств помочь ученикам сформировать правильное представление о ИКТ и их целевом назначении, получить первый опыт создания и решения простейших логических задач путем игры и научиться воспринимать и ретранслировать получаемую информацию;
  4. Изучение программирования с раннего возраста позволяет помогать детям построить комплексную системно-информационную картину мира, обеспечить их навыками выделения объектов, процессов и явлений, понимание их структуры, привить тягу к уверенности в своих возможностях для готовности и умения самостоятельного ставить и решать задачи различной сложности;
  5. Признаки логического и критического мышления начинают складываться у учащихся именно в начальной школе – они необходимы для успешного усвоения программы. Формирование развития логико-алгоритмического мышления у детей младшего возраста дает благоприятный результат, повышая в целом уровень их способностей к обучению в дальнейшем;
  6. Многие международные исследования указывают на то, что дети с большей вероятностью сохранят свой естественный интерес и влечение ко многим дисциплинам, особенно к науке, если начнут изучать основы программирования в раннем возрасте. Это может существенно повлиять на рост профильных специалистов широкой категории сфер деятельности, которые смогут реализовать уникальные идеи, создавать новые продукты или развивать и влиять на совершенствование уже существующих.

Автор: Юлия Долгопятова


Читайте также:

Тонкости цифровой грамотности: в чем разница между кодированием и программированием?

В Джорджии школьников обучают кодированию, используя блоки SAM Labs

Комментарии