«Каждый должен научиться программировать, потому что это учит нас думать». С того момента, как Стив Джобс произнес эти слова в одном из своих интервью, обнаруженном и выпущенном лишь спустя два года после его смерти, прошло уже почти 20 лет. Важно, что за это время данный посыл был услышан не только в США, где важность изучения программирования понимали еще несколько десятилетий назад. Ценность введения данного предмета в школьные программы в рамках обязательного изучения быстро осознали и многие страны в Европе, превратив тенденцию в глобальную стратегию, в которой сегодня нуждаемся и мы.

В 2014 году первой и наиболее успешно стартовала Великобритания – страна не просто создала условия детям для осваивания программирования с раннего возраста, а вопреки всему сделала его основным предметом образовательной программы младшей, средней и старшей школы. Уже на следующий год идею подхватили и остальные страны ЕС, в результате чего на сегодняшний день почти все они интегрировали программирование в учебные программы и продвигают эту концепцию как самую эффективную с точки зрения формирования и подготовки лучших рыночных кадров всех возможных профессий.

Суть идеи уже не нова: умение программировать хотя бы на базовом уровне является столь же важным навыком для успешного старта в жизни, как и общая грамотность, приобретаемая посредством изучения привычных предметов – математики, физики, биологии, языка речи и письменности.

Прогресс в понимании важности изучения программирования западные эксперты отметили еще до того, как многие страны стали едва ли не наперегонки вводить этот предмет в школах: с 2013 года более 140 миллионов преподавателей и родителей во всем мире загрузили уроки начального программирования с наиболее известного и прогрессивного на сегодняшний день ресурса code.org – некоммерческой инициативы, направленной на расширение доступа к ключевым навыкам программирования.

Безусловно, многие из тех детей, которые прошли соответствующие курсы, освоив предмет в школе или за ее пределами, не стали авторами уникального программного обеспечения или софта. Однако, и не этого требует от них эпоха цифровой грамотности. Ее ключевой посыл – снабдить поколения современных школьников самыми необходимыми навыками и компетенциями в виде, в частности, столь необходимого сегодня логического и критического мышления, чтобы в будущем дети смогли с легкостью освоить желаемую профессию, построить успешную карьеру и сделать свой вклад в развитие экономики государства за счет прогресса в собственной деятельности на любом поприще. Более того, как показывает практика, опыт программирования и соответствующая академическая квалификация не имеют большого значения для создателей совершенно уникальных инновационных продуктов, способных менять мир. А логическое и критическое мышление, целеустремленность и способность справляться с неопределенностью как раз имеют – когда речь идет о достижениях разного уровня сложности и важности.

Собственно, идея многих правительственных инициатив в данном направлении заключается в том, что новым поколениям не придется бороться за место под солнцем в новом изменчивом технологическом пространстве – каждый ребенок будет конкурентоспособным на рынке. А те, кто имеет склонность конкретно к программированию, должны быть выявлены еще на ранней стадии школьного обучения – таким детям предлагают курсы усиленного изучения предмета в виде дополнительных занятий. Те же, кто менее способен к взаимодействию с ИКТ, по крайней мере, получат представление о цифровом мире, в котором они сейчас живут.

Да, научиться программировать профессионально на самом деле не так легко. Но научиться делать это, чтобы получить важные преимущества для будущего в целом, – действительно просто. Дети поймут и разберутся не только в самих языках программирования, но и смогут разбивать задачи на логическую последовательность меньших шагов, анализировать информацию и фильтровать ненужные элементы, диагностировать ошибки и изобретать новые подходы, когда первоначальные неизбежно терпят неудачу.

Важно понимать, что образование, опирающееся на программирование и ИКТ, создаст целое новое будущее, состоящее из квалифицированных специалистов, инновационной экономики и качественного прогресса в каждой сфере деятельности человека. Безусловно, требования ко всем участникам рынка будут расти, но и их возможности будут расширятся, если заранее формировать поколения с принципиально новым восприятием технологий и пониманием их влияния на функционирование общества и его составляющих.

Сама скорость, с которой компании теперь переходят от идеи к продукту, в сочетании с постоянным страхом быть побежденными конкурентами, стимулирует образовательные системы трансформироваться и учитывать новые тенденции в обучении будущих кадров. Исследования, проведенные летом прошлого года в ЕС, определенно показывают, что «мыслящий человек» в век машин является ключевым звеном прогресса. Да, эта модель может со временем измениться, так как программное обеспечение становится все более изощренным и начинает подтачивать «социальные» рабочие места. И это еще одна причина, по которой уже сегодня ваш ребенок должен начать изучать программирование и понимать принцип работы с ИКТ.

Автор: Юлия Долгопятова


Читайте также:

Hello World kids внедряет в Иордании программирование для детей

Изучение программирования в школе необходимо для комплексного развития ребенка в контексте осваивания всех предметов без исключения

Комментарии