Некоторые критики инициативы изучения программирования, начиная со школьной скамьи, все еще утверждают, что цель продвижения этой идеи сводится лишь к банальной необходимости в массовом увеличении числа программистов на рынке и повышении прибыли технологических компаний, которые в них нуждаются.

Однако, на самом деле, за много лет практики внедрения программирования в школьные программы разных стран мира такое мнение не нашло никаких конкретных доказательств в свою поддержку. Да, факт остается фактом: по статистике, лишь менее половины выпускников колледжей и институтов/университетов, которые еще со школы изучали программирование и впоследствии стали специалистами в области науки, технологий, инженерии или математики, получают работу в своей области после выпуска. Но это не повод недооценивать преимущества «правильной» информатики в школе: учась программировать, дети формируют лучшие качества, навыки и умения, на которых строится современный социум.

Безусловно, существуют теории на этот счет, которые ставят под сомнение идею о том, что «разрыв в навыках» между способностями работников и потребностями работодателей действительно существует, но сегодня эксперты в образовательной среде смотрят на этот вопрос иначе. Именно многочисленные попытки устранить этот разрыв посредством внедрения, в частности, в школах качественно нового концептуального предмета «Информатика» не только помогли оправдать все вложенные в это инвестиции, но и лучшим образом отразились на новых поколениях учащихся.

Раньше изучение ИКТ фокусировалось исключительно на компьютерной грамотности – более примитивном подходе к обучению ключевым компьютерным опциям, работе с текстами и базовыми электронными таблицами, использовании программ, которые уже устарели. Новые же учебные программы по информатике учат детей уже цифровой грамотности – на базе новых возможностей программивания: дети с раннего возраста формируют алгоритмическое мышление, создают логические связи, осваивают и придумывают собственные приложения.

Практика освоение азов программирования в раннем возрасте еще 10 лет назад показала настолько хороший результат с точки зрения всестороннего развития детей, особенно в контексте их подготовки к успешной самореализации в любой профессии, что сегодня стала повсеместной.
Конечно, каждая страна трансформирует и усовершенствует систему образования по-своему, отталкиваясь от уровня экономического и социального развития, соответствующей материально-технической базы, ну, и, собственно, уровня осознания реальных потребностей современных поколений и рынка труда. Однако, если рассматривать классические примеры уже устоявшихся школьных программ по информатике в мировой практике, то, как правило, они строятся по схожему принципу и имеют схожую структуру.

В странах ЕС, а также во многих Штатах Америки обучение программированию в школах проходит в три этапа:

  • Стадия 1 – ключевая (5-6 лет): дети изучают, что такое алгоритмы, принцип их работы, притом привязка к компьютерам на данном этапе не является обязательной. Класс получает набор простых инструкций, и с помощью преподавателя ученики, в индивидуальном порядке или коллективно, должны определенным образом проиллюстрировать какую-то идею, разбивая творческий процесс на этапы или уровни. Они также осваивают первые самые простые программы и постепенно учатся создавать свои, развивая таким образом логическое мышление, умение преодолевать сложности и решать проблемы, познают глубже возможности компьютерных устройств и программного обеспечения, формируют свой первый «цифровой контент».
  • Стадия 2 – базовая (дети 7-11 лет): дети более старшего школьного возраста создают и отлаживают свои собственные, уже более сложные программы и приложения, учатся ими управлять, корректировать текущие ошибки. Процесс происходит с конкретными целями – качественно овладеть такими понятиями, как переменные, последовательность сложных алгоритмов и их взаимодействие. При этом они продолжают развивать и укреплять навыки логического и критического мышления, эффективного контактируя с технологиями, понимание их необходимости и возможностей в современном мире, правильного использования интернет-сервисов и приложений. Появляется больше практики применения современных устройств для сбора и анализа данных и информации.
  • Стадия 3 – итоговая (дети 11-14 лет): поступая в старшую школу, дети уже умеют использовать два и более языков программирования, один из которых обязательно является «базовым» текстовым, – чтобы иметь возможность создавать свои полноценные программы и приложения. При этом школа или непосредственно преподаватель каждого конкретного класса оставляет за собой право принимать решение, какие именно языки программирования дети будут учить в дальнейшем для достижения прогресса. Кроме того, ученики осваивают простую булеву логику (операторы AND, OR и NOT), работают с двоичными числами и изучают, как компьютерное оборудование и программное обеспечение работают вместе.

Следует отметить, что на каждом из описанных этапов дети, как правило, учат и основы компьютерной безопасности, безопасного пользования интернетом, а также осваивают практику своевременного обнаружения вероятных проблем , связанных с «плохим» контентом, и устранения неприятностей, которые могут возникнуть в связи с его «неправильным» использованием.

Как готовят учителей к таким, на первый взгляд, непростым особенностям и специфике преподавания современной информатики? Не создают проблем на старте: обращаются к применению лучших базовых онлайн платформ, рассчитанных на обучение и прогресс как учащихся, так и обучающих. За последние 5 лет на практике все освоились достаточно быстро и получили лучшие преимущества в виде навыков и компетенций, которые сегодня так необходимы в мире инноваций.

Автор: Юлия Долгопятова


Читайте также:

Лондонский стартап Cypher собрал 277 тысяч евро на развитие детского лагеря программистов

Как «любительское» программирование и создание компьютерных игр трансформировалось в целую науку и отразилось на сфере образования

Комментарии