Стать инженером-программистом или программистом – это здорово, но очевидно, что это не единственный путь к успешной карьере в 21-м веке. На самом деле, многие задачи, выполнение которых ранее напрямую зависело от правильно написанного кода, уже заменяются искусственным интеллектом. Именно поэтому изучение программирования с раннего возраста сегодня рассматривают не как цель приобрести непосредственно навык программировать, а как способность учиться совершенно новым навыкам, которые необходимы для контакта с инновационными технологиями и возможности их правильно применять.

Пока мы только готовимся к созданию соответствующих условий и адаптации школьной программы к возможности обучать детей программированию с начальных классов, на Западе, пройдя этот этап еще несколько лет назад, задаются другими вопросами. На самом деле, рано или поздно, к ним придем и мы, а потому искать ответы нужно уже сейчас. 

Итак, какой язык программирования мы должны использовать, чтобы научить детей программировать? Важно ли всегда начинать с блочных языков, таких как Scratch? В каком возрасте дети должны перейти на текстовые языки? И как выбрать между, например, Python, Java или JavaScript?
Безусловно, в первую очередь, все зависит от того, какие методики заложены непосредственно в учебную программу изначально, а также от учебного заведения, его концептуальных подходов и часто – от уровня квалификации преподавателей. Однако, по мнению многих экспертов, эти факторы наименее важны на фоне одного ключевого аспекта: не столько принципиален избранный в обучении язык программирования, сколько принципиальна сама концепция включения данного предмета в образовательную программу и его адаптация к ней, – а необходимые навыки дети все равно приобретут.

Безусловно, понимание того, как создать алгоритм (с пошаговыми инструкциями) для выполнения задания, и придумать лучший способ записать это в коде, – вероятно, самая сложная часть. Хотя, как показывает практика, при наличии современных платформ и приложений с этим справляются большинство детей без лишних усилий.

Дело в том, что языки программирования приходят и уходят, а адаптироваться в современному технологичному миру все равно придется. Популярность языков программирования меняется, и нет никаких гарантий, что то, чему мы научим наших детей сегодня, будет использоваться ими к тому времени, когда они выйдут на рынок труда. Именно поэтому детей обучают уже давно существующим базовым «рабочим» языкам кода с целью приобретения ими знаний и компетенций куда более важных, чем просто умение программировать в принципе.

К примеру, одна из причин, по которой чаще всего обучают Scratch и Python, – их «изученность» вдоль и поперек и широкий доступ к международной сети преподавателей, использующих эти языки в своих классах. Учителя сформировали огромные свободные онлайн-сообщества, которые всегда открыты широкому кругу пользователей со всего мира. А наличие таких сообществ означает возможность найти больше ресурсов в виде готовых планов уроков, программ, методик и практик, проектов, учебных пособий, видео и аудио контента, посвященных преподаванию программирования в классе. Это упрощает множество задач, делает обучение более эффективным и гарантирует качественный образовательный результат.

Тут важнее всего – использовать инструменты, соответствующие возрасту, так как языки программирования для детей отличаются не только по функционалу, а сам функционал доступен для понимания в меньшей или большей мере в зависимости от целевой возрастной группы. Например, Scratch Jr. предназначен для детей, которые все еще учатся читать, и не имеет переменных или условных выражений, которые могут быть слишком запутанными для младших школьников. Python предлагает расширения для поддержки многих типов проектов, но они доступны в виде модулей, которые необходимо добавлять с умом и логикой, а потому потребуется и больше практики, и больше первоначальных навыков. Java же является хорошим выбором для старших классов, так как подразумевает обучение «объектно-ориентированному» программированию, а для этого нужен определенный уровень умений и знаний.

В целом, в процессе поиска «идеального» языка программирования не стоит попросту забывать о том, что ключевая цель его преподавания – дать детям возможность изучить фундаментальные концепции программирования в качестве базового навыка. Они могут никогда не захотеть программировать в будущем, но принципиально то, что это поможет им понять, как устроены технологии, насколько важно уметь логически и критически мыслить, решая проблемы разной сложности, и, безусловно, осознать, насколько важны те навыки и компетенции, которые приобретаются в процессе изучения программирования, для их успешного будущего в любой профессии.

Автор: Юлия Долгопятова


Читайте также:

Code Ninjas популяризует кодирование среди девочек

Причины и мотивация учить детей программировать в школе

Комментарии