В школах изучение информатики, в основном, строится на выработке навыков, которые к начальным и средним классам дети осваивают самостоятельно: они умеют включать и выключать компьютер, запускать программы, рисовать в графических приложениях, накладывать музыку на видеоряд и многое другое. Многие компьютерные игры и мобильные игровые приложения, в которых разбираются школьники, имеют сложные интерфейсы, но дети прекрасно ориентируются в том, как проходить игру.

Очевидно, что методический подход нуждается в реформации, а дети – в простой, но эффективной схеме изучения основ раннего программирования, которая позволит им сформировать навыки алгоритмического мышления, перестать считать информатику скучным предметом и научит не бояться сложных задач.

В США, Китае, Великобритании, Индии, Эстонии, Польше, Греции дети изучают ранее программирование в начальной школе – предмет входит в учебный план. К старшим классам ребенок умеет составлять алгоритмы, писать несложные программы, и что самое главное – полученный навык в будущем откроет перед ним массу возможностей. Специалист, который помимо основной профессии обладает навыками программирования, будет более востребован и, соответственно, сможет претендовать на более высокую оплату своего труда.

Существует ли один единственно «правильный» язык программирования для всех?

Дети младшего возраста усваивают самую разную информацию с высокой скоростью, однако на старте изучения всё же придётся выбрать какой-то определенный язык программирования. На пике популярности сейчас находятся три базовых языка: Skratch, Java и Python. Интересно, что изучение ключевых терминов языка программирования современным детям дается намного проще, чем изучение нового иностранного языка.
Для усвоения базовых понятий программирования детям требуется практика, выполнение простых заданий в игровой форме – как в Scratch. Так развивается алгоритмическое мышление.

Блочный язык как база раннего программирования

Для детей младшего возраста наиболее доступным вариантом будет блочный язык – Scratch. На занятиях с помощью Scratch дети учатся понимать структуру блочных языков, принцип их работы. Ориентация Scratch направлена на креативность при создании графики, редактирование звуковых эффектов и делает его идеальным языком раннего программирования. Scratch воспринимается детьми как инструмент для создания анимации, историй, игр. Например, в Scratch 3.0 есть расширение для преобразования текста в речь. Изучать его увлекательно, дети активно включаются в творческий процесс, с энтузиазмом разбирают принципы действия программы и учатся мыслить вне шаблонов.

Интересно, что после нескольких лет изучения блочного языка дети сами хотят к кодированию с помощью текстовых языков. В раннем возрасте это сделать сложнее из-за образного познания мира (детям легче представить событие в виде конкретных объектов, а не абстрактного процесса, не имеющего формы). Чем старше становится ребенок, тем проще ему изучить текстовый язык программирования.

Языки программирования для детей старшего возраста

Текстовые языки программирования, такие как Python, JavaScript, Arduino требуют особенного подхода к изучению. Java и Python сегодня очень популярны, но эксперты сходятся во мнениях, что Python больше подходит для обучения навыкам написания кода с нуля. В средних и старших классах дети более приспособлены к усвоению сложных данных, они с энтузиазмом подходят к созданию кода, хорошо владеют компьютером.

Языков программирования много, и постоянно появляются новые. Поэтому выбрать, какой из них изучать, сложно, ведь от этого зависит будущее и карьера. Важно выбрать язык, который будет интересен ребёнку, и в то же время позволит увидеть результат его труда. Позднее, в более старшем возрасте, появится мотивация к продолжению изучения программирования, познанию более сложных языков. Начав с малого, ребенок получит навык, который через несколько лет обучения откроет перед ним огромные перспективы.

Автор: Елена Семенчук


Читайте также:

«Цифровое детство» уже наступило: зачем каждому ребенку нужно учить языки программирования?

В Украине существует критическая потребность в подготовке знающих квалифицированных специалистов, владеющих навыками работы с ИКТ

Комментарии