От нового поколения работников требуют нестандартного мышления, универсальности и принятия критических решений. Компании начинают понимать: если они хотят конкурировать, нужно проявлять гибкость, поощрять творческий подход, ставить на изобретательность и быстро адаптироваться к требованиям рынка.

Среди многих академических преподавателей, политиков и ученых существует широкий консенсус на основе исследований о том, что ключ к прогрессу в экономике – повышение производительности, которое возможно при наличии двух составляющих: инноваций и тех, кто их создает. Как однажды сказал известный американский экономист, профессор экономики Стэнфордского университета Чарльз Ирвинг Джонс: «Чем больше у нас изобретателей, тем больше идей мы открываем, и тем богаче мы все».

Это сразу приводит к логичному вопросу: где взять больше этих «изобретателей»? Ответ, как ни странно, лежит на поверхности: вырастить из новых поколений, создав им для этого необходимые условия.

ИКТ смещает акценты и приоритеты рынка труда

Согласно одному из последних отчетов MIT, «мир переживает тектонические сдвиги в сфере занятости, где информационные технологии быстро сокращают потребность в определенных рабочих местах, а новые создаются еще быстрее. Также до сих пор существует большой процент стран, экономика которых страдает от недостатка производства качественного внутреннего продукта, который мог бы масштабироваться и приносить глобальную пользу».

Это порождает совершенно новые требования уже не к нам, а к нашим детям. Чтобы воплощать в жизнь даже рядовые идеи, их необходимо разрабатывать, исследовать, тестировать, производить и продвигать в обществе. Данные процессы требуют набора крайне важных навыков, поэтому помочь ребенку собрать в школу портфель «кейсов успеха» – базовая задача и ответственность не только родителей, но и государства.

Если по ряду причин инновационная среда как таковая в стране отсутствует, то начинать его формирования необходимо именно из сферы образования. Вариант беспроигрышный по многим причинам, но главная звучит проще любой прописной истині: всесторонне развитые, информационно подкованные и эффективно обученные взаимодействию с технологиями дети сегодня – залог успешной экономики государства уже завтра.

В формировании прогрессивного поколения специалистов всех видов деятельности ключевую роль играют предметы, которые сегодня изучаются в школах. Ведь современные требования рынка труда опираются, прежде всего, на ряд наиболее востребованных навыков и компетенций.

Образование как приоритетный инструмент экономического роста

Те мировые тенденции в образовательной среде, которые мы наблюдаем сегодня, похожи на процесс формирования новой эпохи цивилизации, где среди государств с различным уровнем прогресса берут верх уже совсем другие ценности, приоритеты и подходы к развитию будущих поколений. Почему? Инвестирование в улучшение качества человеческого капитала имеет непосредственное влияние на все секторы экономики. Не обучив будущих передовых специалистов и не обеспечив ими страну, мы не получим необходимую конкурентную и инвестиционную среду.

Последние исследования влияния образования на экономический рост в ЕС показало, что усиление качества обучения повышает макроэкономическую производительность и эффективность человеческого капитала – его ежегодный прирост обеспечивает увеличение темпа роста ВВП на душу населения на 5,9%. Соответствующие исследования были проведены и Организацией социального и экономического развития (OECD), согласно которым повышение образованности общества обеспечивает средний прирост экономики стран OECD на 5% в краткосрочной перспективе и на 2,5% – в долгосрочной. Здесь важно отметить, что в погоне за кадрами нового поколения большинство стран движутся примерно в одном направлении: международная образовательная палитра предлагает решения, которые позволяют совершенно разным системам интегрироваться между собой. Приветствуются частные инвестиции, пожелания бизнес-среды, использования независимых экспериментальных платформ.

В этой масштабной эволюции образования приоритетную роль получили предметы раннего программирования и основ работы с ИКТ. Буквально за последние 5 лет раннее программирования стало обязательным предметом школьной программы в большей части стран ЕС (некоторые еще находятся на этапе внедрения), а также в США, Канаде, Австралии, Китае, Южной Корее, Японии, Индии, Сингапуре, Израиле и даже в Африке. Его изучение с раннего возраста закладывает ряд важнейших навыков и компетенций, в числе которых умение логически и критически мыслить, многозадачность и изобретательность, коммуникабельность и понимание принципа командной работы, творческий подход к решению различных задач, более глубокое и сознательное восприятие технологий и «природы» их происхождения, усиленный интерес к получению новых знаний. Именно с этими умениями дети придут строить экономику государства и смогут достойно конкурировать на рынке даже при отсутствии больших амбиций.

На самом деле, сегодня мы могли бы начать с интеграции любой из самых успешных международных практик или целых моделей обучения. Но, даже в случае системного подхода и многогранности экспериментов, эти преобразования не принесут должного результата, если не будут ориентированы на конкретные первоочередные инструменты для успешной самореализации детей.

Важно помнить: пока мы только решаем, нужно ли украинским школьникам изучение основ программирования и ИКТ, чтобы в будущем создавать инновации, другие страны уже получают выгоду от этих инноваций и формируют рынок новых профессий.

Автор: Юлия Долгопятова


Читайте также:

В школах Ганы вводят изучение программирования и баз данных

Какой язык программирования выбрать для ребенка?

Комментарии