Учителя-роботы, адаптивные интеллектуальные наставники и «умные» программы для написания эссе – всё это не будущее искусственного интеллекта в образовании, а всего лишь шаг вперёд. Настоящая сила, которую искусственный интеллект привносит в сферу обучения и образования заключается в развитии более эффективного восприятия и понимании того, как обучается человек. Измерить и осознать масштабы человеческого интеллекта, гораздо более сложного, чем «сознание» любой машины – вот приоритетная задача образования будущего.

Большую часть возможностей своего интеллекта человек принимает как должное. Только при попытке автоматизировать новые виды деятельности или процессы, человек понимает, насколько важен процесс мышления и интеллектуальная активность. И при автоматизации привычных процессов человек не должен забывать о ключевой роли мышления. Злоупотребление технологиями приводит к множеству этических проблем, связанных с искусственным интеллектом.

В будущем человечество столкнётся с интеллектуальной инфраструктурой, которая будет обеспечивать все потребности в обучении как с использованием AI, так и без него. Подобно электричеству, присутствующему сегодня практически в каждом доме и обеспечивающему работу компьютеров и сети интернет, искусственный интеллект в образовании станет нормой. Любой процесс объяснения учебного материала, например процесс фотосинтеза, может быть автоматизирован и представлен в дополненной реальности. Таким образом учащиеся получат максимально эффективное и доступное объяснение с учётом их возраста. В свою очередь учитель сможет выслушать объяснения детей и их видение процесса, а затем, если необходимо, просмотреть запись AR с объяснением. Взаимодействие с искусственным интеллектом будет стимулировать у детей способности к исследованиям, размышлениям, контролю мыслительной деятельности и пониманию учебного материала. Дети постепенно научатся справляться со сложными ситуациями и отделять интеллектуальные процессы от построения социальных взаимосвязей (которые, преимущественно, создаются интуитивно, на уровне личных предпочтений, а не рационального выбора).

Как будет строиться интеллектуальная инфраструктура в образовательной системе? Прежде всего, путем анализа больших данных о поведении ребёнка, на базе применения алгоритмов глубокого обучения и человеческого интеллекта для интерпретации информации, выдаваемой машинами. Науку необходимо использовать для понимания непосредственно процесса обучения: каким образом происходит обучение и как работает процесс понимания научного материала человеком.
Это важно для рефлексии и метапознания, а также глобального контроля процесса обучения в школах и высших учебных заведениях. Последствия такой деятельности масштабные: можно собирать и анализировать огромные объемы данных, а также выделять вопросы, на которые человечество пока не может ответить. Чем больше мультимодальных данных будет обработано, тем лучше учащиеся смогут понять математику, историю или иностранные языки. Чтобы минимизировать риски влияния технологий на образование, человечеству нужно разумно использовать современные системы искусственного интеллекта.

Автор: Елена Семенчук


Читайте также:

ЮАР включает кодирование в программу начальной школы

10 европейских edTech-стартапов, которые изменят образование в 2020 году

Комментарии