Всё чаще программирование называют самым востребованным умением последних лет, причём, не только для взрослых, но и для детей. В рамках школьной программы эта дисциплина приводит к развитию у учащихся навыков логического мышления, логики, способности к последовательному выполнению задач. Такие навыки, безусловно, являются ценным активом, однако важно найти способ донести не поверхностные знания, а суть принципа программирования.

Ведущие эксперты в области образования придерживаются мнения, что изучение предметов STEM (естественные науки, технологии, инженерия, математика) неотделимо от изучения кодирования. Чем раньше вовлечь детей в этот процесс, тем выше вероятность, что ребёнок с лёгкостью перейдёт от базовых умений к полноценному знанию предмета. В дальнейшем, по окончании школы, дети имеют все шансы получить достойную работу, связанную с программированием, возможно, даже пойти вверх по карьерной лестнице. Не менее важно понимать, что раннее изучение кодирования выравнивает расовые и гендерные перекосы, которые присутствуют в мире IT в настоящее время (например, мужчин-программистов и руководителей в мире явно больше, чем женщин).

Эксперты подчеркивают, что сам процесс обучения школьников программированию не всегда корректен. Вместе с получением явных преимуществ дети сталкиваются с определёнными трудностями. Не все учащиеся одинаково усваивают материал. Например, большинство связанных с кодированием программ, курсов и уроков, предлагают детям материал в цифровой форме: интерактивная доска, планшет или персональный компьютер. Иногда встречается игровой подход – дети изучают основы кодирования в лёгкой форме, увлекаясь процессом. Иногда всё это не срабатывает, и ребёнок просто не улавливает сути процесса.

Специальный советник Колумбийского педагогического колледжа и вице-президент компании SAM Labs доктор Хилари Эйлсворт (Hilary Aylesworth) подчеркнула, что не все дети обучаются, взаимодействуя с цифровыми устройствами или играя в компьютерные игры. И даже игровая форма подачи материала, вне компьютера или планшета, не всегда эффективна для обучения. Большой процент школьников воспринимает информацию тактильно или итеративно (исправления по мере выполнения задания), предпочитая учиться на реальных объектах, которые можно увидеть и потрогать.

В SAM Labs практикуют подход, заключающийся в объединении уроков кодирования с логической и экспериментальной частью в одно занятие. С помощью обучающих блоков дети сами строят простых роботов, запускаемых кодом. Блоки связаны с экраном ПК или планшета по Bluetooth. Таким образом школьник имеет возможность сразу и создать, и протестировать свою разработку. Преподавателям также нужно время для адаптации к новой манере изложения. И если 20 лет назад программирование предполагало наличие «математического ума», сейчас детям не обязательно быть знатоком точных наук или математики, чтобы научиться программированию. Первоклассникам при всём желании учителя невозможно преподнести те знания программирования, которыми обладает взрослый. Но вполне возможно обучить их интересоваться процессами, влекущими за собой конкретный результат.

Автор: Елена Семенчук


Читайте также:

Программа TEALS в США: волонтёры обучают школьников программированию

Почему детям нужно изучать программирование в рамках учебной программы

Комментарии