Читайте також на LB.ua

Говоря об искусственном интеллекте в контексте Украины, мы чаще всего акцентируем внимание на рисках его применения, особенно в бизнесе. Причины тому – неготовность как нашего общества, так и государства воспринимать технологические инновации для извлечения и пользы, и выгоды. Но, как показывает практика, если не говорить об этом вообще, – потом, в погоне за мировым опытом, придется учиться на собственных ошибках. Хотя можно избежать их заблаговременно, опираясь на уже проверенные практики. На Западе за достаточно короткое время все дискуссии на тему AI уже переросли в конкретные действия и сформированные концепции. Что же мешает нам выйти на этот уровень?

Дело в том, что страны с нестабильной развивающейся экономикой, напряжением в политикуме и социуме, неустановленными стандартами применения современных технологических решений и отсутствием правовых норм и необходимых ограничений в данной области на законодательном уровне – особенно подвержены угрозе нецелевого использования AI. Украина входит в число таких стран, поэтому, говорить об искусственном интеллекте, не акцентируя при этом внимание на рисках, – как минимум, нецелесообразно. Мы можем хвастнуть богатой технологической родословной, оцененными во всем западном мире талантливыми умами, кропотливыми руками и даже определенным уровнем стремления к чему-то новому. Но, тем не менее, мы отстаем – прежде всего, в понимании как ключевых направлений развития и применения AI, так и возможностей, которые нам дадут эти технологии, куда бы мы их не пристроили.

Ориентир на стратегии всеобъемлющего внедрения искусственного интеллекта, разрабатываемые, в частности, странами-членами ЕС, – безусловно нужно учитывать, актуализируя тему внедрения инновационных систем в нашей стране. Но тут важно понимать, что там инициативной группой, продвигающей развитие AI, являются государственные органы. А когда за стратегию и реализацию поставленных целей отвечает государство, – система их восприятия и соответствующих действий автоматически заходит в нужное русло и начинает работать в заданном направлении.

Суть в том, что бизнес-инициатива действительно может послужить мощным толчком для многих процессов, сдвинув их с отправной точки. Но государственная инициатива – это та самая отправная точка, из которой мы доберемся до пункта назначения куда быстрее и эффективнее. Мы же пока застряли и стоим без движения – шевелится время от времени только бизнес, пробуя на вкус разные западные подходы, но не понимая, как их адаптировать в комплексе под те или иные услуги на отечественном рынке.

Вот почему, прежде чем перейти к самой стратегии или конкретной программе в области AI, которая, безусловно, нужна, – необходимо вначале хотя бы прийти к общественно-политической дискуссии, в рамках которой сформируется какая-то конкретика и понимание происходящего.

Европейский стимул и украинские перспективы

Исходя из того, насколько инертно двигается Украина в направлении принятия современных инновационных технологий, становится очевидным тот факт, что данный процесс придется стимулировать. И, вероятнее всего, ключевую роль на этом пути сыграет бизнес.

Во всяком случае, именно бизнес-среда проявляет хоть какую-то активность, реагируя на тенденции и направления, навеваемые нам передовым западным опытом. И, в контексте сложившейся ситуации, даже точечная поддержка и инициативы со стороны, в частности, ЕС должны послужить определенным толчком к прогрессу. При условии, если правильно использовать возможности и ресурсы, которые предоставляет нам Европа. И, эта задача ложится, прежде всего, на плечи государства.

К примеру, еще весной 2016 года Украина присоединилась к программе Евросоюза COSME по финансированию бизнеса. Она рассчитана до 2020 года и предполагает общий ежегодный для стран ЕС бюджет по оказанию «скорой помощи» предприятиям в размере 2,3 млрд. евро (Украине доступно 900 млн.). К слову, запускалась у нас эта программа весьма тяжело по причине бюрократических проводок с ратификацией. Известно, что только в прошлом году COSME выделила Украине почти 120 млн. евро, которые, в основном, должны были пойти на обучение украинских предпринимателей, а также на формирование эффективной коммуникационной системы между украинским бизнесом и ЕС. И это важно.

Следующим шагом стало включение Украины в число участников европейской стратегической программы Horizon 2020 при Европейской комиссии. Это великолепный шанс для осуществления прорыва в направлении формирования государственной стратегии по искусственному интеллекту, так как Horizon 2020 по большей части занимается поддержкой ученых и исследователей, в частности, в области AI, а также финансированием бизнеса в сфере инноваций. В 2017 году для участия в программе были отобраны 129 предприятий из 25 стран мира, и среди победителей – 4 проекта из Киева!

Это заслуживает большого внимания со стороны государства, так как может приблизить нас к мировому техническому прогрессу и послужить толчком к обсуждению перспектив внедрения технологий AI на государственном уровне.

Пока что, вместо этого, мы имеем иную картину: в Украине о подобных проектах почти не говорят вслух – общественность в меньшей степени осведомлена о последних тенденциях и перспективах.

Государству нужна стратегия

Понимание того, что технологии искусственного интеллекта могут быть наиболее эффективными и продуктивными в рамках государственной программы, является главным китом, на котором Украина может выплыть на международную арену в достойном виде. В том же ЕС, где государства формируют как свои собственные, так и общие концепции применения AI, встретят с уважением и поощрением любую инициативу, направленную на инновационное развитие.

Для чего нам это нужно? Безусловно, не только для того, чтобы успешно коммуницировать с Западом. Искусственный интеллект имеет огромное значение, поскольку его внедрение может привести к значительным экономическим и социальным выгодам. Он обладает большим потенциалом для повышения производительности во всех существующих отраслях промышленности, насущной потребностью в экономике любой страны – для создания полностью новых продуктов и услуг.

Если изучить, к примеру, официальную стратегию британцев по развитию технологий AI за 2018 год, то последние подсчитали, что мировой рынок решений для интеллектуальных систем может стоить более 30 млрд. долл. уже в 2024 году, увеличив производительность отраслевых рынков до 30%, и при этом обеспечивая экономию средств компаниям малого и среднего кластера до 25%. Кроме того, прогнозируется, что в ближайшие 10 лет технологии AI принесут в глобальную экономику больше 15 трлн. дол. – это больше, чем нынешний объем всего производства Китая и Индии в совокупности!

Да, безусловно, реальные возможности, временные рамки, преимущества и препятствия будут разными в разных странах и секторах, что затруднит прогнозирование экономических показателей каждого конкретного государства. Но давайте судить честно: разве нам выгодно остаться за кулисами в разгар представления?

AI – это одновременно технологическая, экономическая, политическая и социальная платформа, которая не просто усовершенствует и трансформирует отрасли, но и позволяет связать их воедино: адаптировать потребности и возможности бизнеса к стратегическим целям государства; оптимизировать ресурсы, необходимые для создания качественных условий жизни граждан; усилить производственные возможности промышленного сектора; устранить бюрократические факторы в ключевых государственных административных процессах посредством их автоматизации; скорректировать образовательную систему в соответствии с запросами современного рынка профессий (во избежание утечки лучших кадров из страны); усилить научно-исследовательскую базу и внедрение наших экспертов в мировые институции и организации.

Как бы глобально это не звучало, – это реальные перспективы. Запад уже вцепился в них мертвой хваткой и активно продвигает, не жалея инвестиций. Для украинской общественности это пока что звучит как призыв полететь на Марс.

Создать самим или позаимствовать?

На сегодняшний день в Украине почва для формирования четко очерченного плана действий и для создания собственной инфраструктуры под внедрение искусственного интеллекта совсем «сырая». Впрочем, и другие страны Европы когда-то с чего-то начинали, прежде чем заявили о себе как о полноценных игроках на рынке инноваций. И в какой-то степени нам стоит наследовать определенные примеры. Тогда мы существенно увеличим свои шансы пополнить ряды стран, успешно применяющих инновационные технологии.

Приоритеты развитых стран Западной Европы в данном направлении изначально были расставлены правильно. Там в высшей степени ценится и поощряется научно-исследовательская среда, под которую эффективно адаптировали современную систему образования, чтобы из года в год расширять и пополнять круг профильных специалистов, ориентированных на прогресс. Таким образом, инновационные разработки стимулируются не только за счет прямых инвестиционных вливаний (которые, к слову, осуществляются почти во всех странах-членах ЕС из госбюджетов), но и, прежде всего, за счет высокой активности технических институтов и университетов. Они объединяют свои усилия для создания как широкомасштабных, так и нишевых проектов в области AI, обеспечивая прочный фундамент для создания инновационных платформ и стартапов, которые затем продвигаются политиками и финансовым сектором.

Бизнес в этой схеме, безоговорочно, играет не менее важную роль, однако, изначально все компании начинают разработку собственного продукта или инвестируют в чей-то только после совместного анализа ее потенциала с учеными и профильными экспертами. Так не просто достигаются поставленные цели, но и обеспечивается безопасность итогового продукта AI.

Правительства, в свою очередь, учреждают органы и институции, которые обеспечивают надлежащий контроль и дополнительное финансирование всех выше описанных процессов.

К примеру, Австрия учредила так называемый «Совет роботов» в поддержку государственной стратегии в области робототехники и AI. В Совете участвуют представители различных дисциплин – социальных наук, робототехники и информационных технологий, а также отраслевые эксперты и организации (Австрийская палата труда, Австрийская федерация промышленности).

Страны Бенилюкса имеют свою координационную ассоциацию AI (BNVKI), которая охватывает более 20 различных университетов и институтов в Бельгии, Нидерландах и Люксембурге. Миссия организации – объединить научных исследователей в области AI и привлекать инвестиции в новые разработки.

В Чехии существует отдельный правительственный орган, отвечающий за стратегию внедрения AI, – Совет по исследованиям, развитию и инновациям. А в Финляндии всеми вопросами, связанными с искусственным интеллектом, официально занимается Министерство экономики и занятости.

Ирландия имеет собственное агентство экономического развития (IDA) и отдельную стратегию по развитию AI и робототехники. Объединив промышленность, академические круги, профсоюзы, военных и гражданское общество, – страна создала целую национальную магистерскую программу, которая ориентирована на автоматизацию промышленного комплекса и подготовку квалифицированных специалистов для работы с системами искусственного интеллекта.

Германия, в свою очередь, является самым прогрессивным государством в составе ЕС в отношении целевого финансирования в область изучения и развития технологий AI – ежегодный бюджет государства на эти цели составляет более 3 млрд. евро (!).

Понятное дело, что подобный стратегический фундамент выстраивался не один месяц и не один год, – суть в ориентирах и подходах.

Эффективная и безопасная инфраструктура AI сама по себе не вырастет – ее нужно удобрять. А мы пока что и зерна не заложили. Нужно наконец принять вызов и совершить хотя бы несколько первых ключевых шагов.

Никто не говорил, что будет легко

На начальных этапах внедрения технологий искусственного интеллекта Украина, вероятнее всего, может столкнуться с рядом трудностей.

Во-первых, для начала нам нужны открытые и всеобъемлющие дебаты, в которых будут участвовать и политики, и бизнес, и представители сферы науки и образования, и международные эксперты, и, конечно же, общественность. Публичная целевая дискуссия – важнейший инструмент, который позволяет устранить серьезные риски применения AI.

Особое внимание нужно уделить вопросам целевого использования новых технологий; созданию контролирующего органа или органов, которые обеспечат сопровождение разработки и ее внедрение в важные государственные и бизнес-процессы; усилению прав граждан на защиту личных данных; этическим аспектам в работе с потребительской аудиторией.

Отдельным поводом для обсуждения должна стать тема неправильного использования технологий AI в нашем обществе, что способствует появлению систем, дискриминирующих человека и его права. Это может подпитывать социальное неравенство, смещать конкурентные преимущества компаний или организаций. Риски необходимо свести к минимуму на самом старте.

В рамках внедрения AI непосредственно в государственном секторе, следует обратить особое внимание на интерпретируемость и последовательность современных моделей искусственного интеллекта. При всем своем удобстве применения в сложных социально-технических системах, AI сможет работать на пользу государству только в том случае, если будет жестко ограничен в своих действиях. Иначе рисковая проблематика может быть усилена – и угрозой общественной безопасности, и негативным воздействием на киберпространство, и финансовыми потерями для предпринимательского сектора.

Впрочем, нюансов в работе самих алгоритмов искусственного интеллекта может быть много. Но, прежде чем мы дойдем непосредственно до них, придется преодолеть менее прогрессивные, но фундаментальные барьеры. И для Украины это может быть куда более сложной задачей ввиду сложившихся традиций.

Например, прогрессивная технология не совместима с бюрократией и коррупцией – она наоборот направлена на то, чтобы ее устранить.

Прогрессивную технологию невозможно внедрить без диалога с бизнесом, который располагает потребительской оценкой и, пускай точечно, необходимыми ресурсами.

Прогрессивную технологию невозможно внедрить без поддержки и содействия научно-исследовательских кругов, которые наше государство больше игнорирует, чем поощряет.

Прогрессивную технологию невозможно внедрить без подготовки квалифицированных работников, способных с ней эффективно взаимодействовать на этапе разработки и запуска в реальные процессы.

Прогрессивную технологию невозможно внедрить без желания и инструментов адаптации к уже существующим международным практикам, приобретаемым посредством коммуникаций.

И, наконец, прогрессивную технологию невозможно внедрить без человеческого капитала – ее попросту некому будет создать или усовершенствовать. А украинская статистика дает весьма печальные цифры по оттоку перспективных талантливых кадров из страны ввиду ее же незаинтересованности в них.

Безусловно, все выше описанные барьеры не являются основанием для отказа от движения в направлении принятия и развития инфраструктуры AI. Даже если поначалу предпринимаемые попытки в данном ключе будут выглядеть примитивнее уже продемонстрированного Западом опыта. Никто не говорил, что будет легко – просто необходимо начинать действовать.

Юрий Чубатюк, президент группы компаний Everest

Комментарии