Читайте также на biz.nv.ua

Тема smart-city уже не один год – лакомый кусок для экспертов всех мастей. Притом смакуют его даже те, кто до сих пор слабо представляет себе, что же это такое. Казалось бы, дела идут хорошо: в новой версии рейтинга 126 инновационных стран мира Украина за год поднялась с 50-го на 43-е место. Еще в 2015 мы занимали 64 позицию, а, значит, всего за три года подпрыгнули сразу на 20 строчек. Составляя данную «таблицу успеваемости», авторы учитывают как наличие инновационного потенциала, так и условия для его воплощения. Тогда почему мы до сих пор не показали себе и миру ни то, ни другое?

Иллюзорные перспективы

Украинские разработчики сегодня вполне способны сформировать действенную концепцию smart-city. И уровень существующих предложений на рынке позволит этой концепции заработать на практике. Но инициатива по-прежнему наказуема или, как минимум, включает в себя трудности – от согласования до реализации.

В Киеве уже не первый год проходит международная профессиональная выставка и конференция Smart Building, которая пытается показать, в частности, украинские достижения в области интеллектуальных систем и автоматизации, а также smart-решений для создания умного города. В 2017 году мероприятие даже проходило при поддержке КГГА и ряда организаций, представлявших другие города Украины. Но дальше обсуждений проекты пока не продвинулись.

Подтверждение тому и концепция «Киев СМАРТ СИТИ 2020», принятая городом осенью прошлого года. В соответствии с проектом за три года столица должна обрасти инновационными технологиями для максимально прозрачного управления городом, обеспечить предоставление качественных жилищно-коммунальных услуг и быстрое реагирование на потребности киевлян. Но пока что дело с мертвой точки не двигается.

Проблематика smart-city в украинских реалиях

Smart-city будет оставаться утопическим проектом, пока не будет подготовлена почва для его полноценной реализации. Первоочередные задачи сейчас такие:

Финансы. Крупномасштабная автоматизация и внедрение инноваций требуют ресурсов, которых сейчас городу не хватает. Решением может быть корректный и основательный диалог между местными властями и бизнесом.

Инициатива. Smart-city должен развиваться стратегически с администрацией в роли проводника изменений. Она же должна учитывать и обрабатывать все предложения, поступающие в данном ключе от разработчиков, девелоперов, частных застройщиков и потенциальных исполнителей.

Прозрачность. Любому проекту со множеством участников важна ясность и предсказуемость действий на всех этапах. В первую очередь это, конечно, касается властей. Места коррупции здесь быть не может.

Кадры. Для качественного выполнения проекта необходимо большое количество работников и обслуживающего персонала. Подготовка и найм квалифицированных специалистов – задача, которая требует неотложного решения.

Менталитет. Основой для построения smart-city является интернет. В Украине, согласно отчету «Digital in 2018», составленному международным агентством «We are social», лишь 25,59 млн человек (58% населения) пользуются интернетом. Мобильным интернетом – около 19 млн украинцев (42% населения). И дело тут не только в социально-экономическом факторе, но и в ментальном. Повысить интерес можно с помощью образовательных и просветительских инициатив, которые научат жителей осознанно подходить к взаимодействию с городской средой.

Инфраструктура. Технологии smart-city не создают инфраструктуру города, а усовершенствуют. Внедрять инновации без базы – все равно что пытаться посадить самолет без посадочной полосы. По данным Института гражданского общества, сегодня Киев испытывает сильнейшую перегрузку инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. В столице проблемы с дорогами и коммуникациями, с координацией общественного транспорта, с отсутствием согласованного планирования развития территорий.

Безопасность. Техническая сторона, связанная с принятием решений с учетом данных, напрямую зависит от точности самих данных. А потому понадобится создать надежную систему стандартизации для их ввода и защиты. Кроме того, инфраструктура smart-city требует постоянного мониторинга и регулярного своевременного обслуживания.

Под лежачий камень вода не течет

C трудностями внедрения smart-city сталкиваются во всем мире, а на преодоление которых уходят годы и огромные средства. Украине может быть крайне полезным изучить опыт других стран в этом вопросе.

Местные власти умных городов в Штатах были шокированы затратами, необходимыми на внедрение системы smart-city. Речь шла о миллиардах долларов только на этапе реализации проекта. А когда подсчитали, что на окупаемость нововведений потребуется несколько лет, хотели и вовсе от них отказаться. Но цель оправдала вложенные ресурсы.

В Нидерландах Национальная академия Амстердама больше десяти лет тесно сотрудничала с промышленным сектором по внедрению технологий ИИ в инфраструктуру, прежде чем добиться хоть какого-то результата. На данный момент лаборатории интеллектуальных сенсорных информационных систем, Qualcomm-QUVA, Delta UvA-Bosch и Amlab являются одними из лучших мировых примеров взаимодействия научного подхода и практического применения ИИ. Но к этому их привели большие инвестиционные вливания и длительные переговоры с местными властями.

Британцы более всего преуспели в городских системах безопасности, но уже не раз заявляли о том, что автоматизация города – длительный и трудоемкий процесс, требующий пересмотра стратегии из года в год. С этой целью ученые, разработчики, власти и инвесторы регулярно садятся за стол переговоров – то внося очередные изменения в концепцию smart-city, то адаптируя ее под очередные пожелания и запросы граждан.

И даже в передовом Китае, где власти сами инициировали интеллектуализацию городов, пришлось потратить не один год, чтобы прийти к полному согласию с гражданами: люди не были готовы пожертвовать своими личными данными ради глобальной безопасности, управляемой ИИ.

Откуда черпать вдохновение?

В Нью-Йорке местные власти дали добро на запуск автоматизированных систем и приложений для улучшения траффика. Так удалось частично решить проблему сильных заторов и повысить эксплуатируемость парковок в предназначенных для этого местах. Смарт-решение также упростило жизнь велосипедистам, которые могут свободно добираться до желаемых локаций в условиях массового движения транспорта.

В Лас-Вегасе интеллектуальные датчики используются для управления светофорами, анализируя экологическую проблематику города: они учитывают не только условия передвижения транспорта и загруженность дорог, но и уровень углекислого газа в воздухе.

В Амстердаме главная цель – сократить потребление энергии и повысить уровень безопасности жителей. Для этого нидерландцы используют умные солнечные батареи с тепловыми датчиками, а также устанавливают интеллектуальные светодиодные фонари по всему городу. Так они не только экономят на электроэнергии до 13 млрд. дол. в год, но и снижают риск преступной угрозы для пешеходов: устройства снабжены датчиками реагирования на резкие телодвижения и регулируют уровень освещенности в зависимости от ситуации на улице.

В Лондоне разработку плана по превращению столицы в «умный город» развернули сразу после Олимпийских игр в 2012 году. Британцы четко определили реальные провалы существующей городской системы и очертили лучшие направления ее развития. Первая часть плана предполагала усовершенствование работы уже существующих систем, проведение разъяснительной работы среди горожан и налаживание отношений с девелоперами. Вторая часть плана заключалась в самом внедрении инноваций в инфраструктуру. На данном этапе британцы работают над развитием обновленной концепции проекта.

В Гонконге технологии искусственного интеллекта для smart-city используются в производстве, логистике, коммунальных услугах и в строительных системах на городском уровне. Существуют платформы для анализа и реагирования на неблагоприятные условия климата, для создания более зеленых зданий, для учета воды и повышения энергоэффективности, для сокращения отходов и минимизации выбросов углекислого газа. Кроме того, интеллектуальные технологии применяются в местных больницах – для упрощения графика работы медперсонала, и в административных центрах – для упрощения процесса обработки и выдачи документов. В ближайшем будущем город планирует увеличить количество датчиков для решения проблем с заторами и создать интеллектуальную платформу e-Identity. Так каждый житель получит надежную аутентификацию для доступа к любым услугам в частных и городских онлайн-сервисах.

Еще один город в Китае – Ханджоу – известен своей уникальной интеллектуальной городской системой City Brain. С 2016 года ИИ анализирует все данные мегаполиса, поступающие в общую систему мониторинга при помощи умных датчиков. Известно, что благодаря проекту, по мнению авторитетного издания New Scientist, город добился немыслимых успехов в борьбе с преступностью, транспортными происшествиями и дорожными заторами. City Brain не только предупреждает власти о чрезвычайных ситуациях и кризисах, но и заблаговременно сообщает гражданам о неблагоприятных погодных условиях и вероятных трудностях на улицах и дорогах. Для слаженной комплексной работы системе необходимы личные данные всех горожан, на что они предоставляют личное согласие в целях улучшения качества жизни. Власти Ханджоу, в свою очередь, гарантируют полную безопасность использования конфиденциальной информации.

Smart-city – не утопия сама по себе. Утопией его делают манипуляции на теме и отсутствие реальных действий. Однако потенциал для воплощения есть. Главное – быть реалистами и не ожидать, что все образуется само собой по мановению волшебной smart-палочки.

Юрий Чубатюк, президент группы компаний Everest

Автор: Юрий Чубатюк


Комментарии