Формально, Киев – не единственная «гордость» в попытке создать смарт-экосистему. Но, как и столица, каждый город, инициирующий внедрение того или иного решения, не акцентирует внимание на общей проблематике и необходимости комплексного подхода. И самое опасное – развиваясь не системно, у нас изобретают велосипед, игнорируя уже существующий мировой опыт в вопросе.

Каждый сам себе кузнец

Львов гордится облачным сервисом энергомониторинга uMuni, используемого на уровне городского хозяйства. И автоматизированной системой управления транспортом, которая анализирует дорожный поток, управляет светофорами и контролирует работу диспетчеров и перевозчиков. А еще – мобильным приложением для туристов Lviv Travel Places.

Харьков развернул собственную геоинформационную систему управления городским хозяйством, функционирующую в связке с онлайн-сервисом для обработки запросов граждан.

Винница первая обзавелась сервисным центром, обрабатывающим административные и хозяйственные обращения горожан. А еще тут доступен сервис онлайн-контроля коммунальных услуг с их оценкой, выбором подрядчиков, расчетами через сайт и приложением WinDim24. А отдельный круглосуточный онлайн-центр работает с заявками по вопросам ЖКХ, образованию, медицине и транспортным проблемам.

Черновцы имеют свой колл-центр, созданный по аналогии киевскому, который круглосуточно принимает заявки граждан с целью ускорить решение городской проблематики. А еще тут используют геоприложения для туристов, доступные по QR-кодам.

Днепропетровск – лидер по реализации электронных админуслуг. Тут есть сервисы, позволяющие контролировать бюджеты и состояние административных учреждений, и даже сервис инвентаризации дорог. Есть и социальные мобильные приложения («Е-контакт», «Моя полиция»), которые приближают горожан к «телу» служб и чиновников при возникновении ряда проблем.

Оценивать эффективность этих внедрений – не первоочередная задача. Важно то, насколько это всё приближает нас к практике работать сообща. Да, все эти города объединяет инициатива. И в то же время, сервисы, доступные на сегодняшний день, не являются глобальным шагом навстречу переходу к действенной стратегии формирования умных городов.

Возможно ли это вообще – сделать качественное решение звеном единой эффективной цепи мероприятий по обустройству смарт-сити? Однозначно, да. Если руководствоваться логикой, а не стремлением просто потратить деньги на то, чем еще только предстоит научиться пользоваться.

Каким путем мы могли пойти?

На сегодняшний день одной из самых прогрессивных в мире практик комплексного «сетевого» подхода к внедрению технологий смарт-сити признан опыт Великобритании. Начиная с 2012 года и состоянием на текущий в государстве «поумнели» почти 20(!) городов – от крупных мегаполисов до совсем маленьких населенных пунктов. Помимо Лондона, действующие проекты по смарт-сити имеют Питтсбург, Бристоль, Манчестер, Глазго, Эдинбург, Ньюкасл, Кембридж, Ливерпуль и многие другие. Каждый примечателен индивидуальными решениями, но внедрялись они в рамках единого плана цифровизации и автоматизации страны. Сложность заключалась в разрозненности условий и потребностей. Однако, крепкая сцепка правительства, бизнеса, общественности и научных кругов не позволила превратить это в проблему. В пользу британцев сыграл и правильно избранный вектор для старта: в приоритеты вывели не тенденции, а насущные потребности при наличии доступных возможностей.

Лондон стал «первой ласточкой» в рамках глобального плана цифрового развития Великобритании, который начали разрабатывать еще 7 лет назад. И он до сих пор в работе. Рациональность подхода заключалась в последовательности. А еще – были учтены все интересы абсолютно всех участников проекта.

Общественность. В 2013 году власти учредили официальный городской совет Smart London. В рамках своих компетенций организация вначале создала универсальное хранилище городских данных, обеспечив их безопасность и информировав население о принципах их использования в правомерных целях. А после развернула на базе этих данных решения по обустройству интеллектуальных сетевых дорожно-транспортных систем, цифровых платформ для осуществления платежей и ведения административных дел, технологий энергосбережения и сервисов по усилению городской безопасности. Отдельная общественная цифровая платформа London Datastore связывает каждого гражданина со всеми событиями города. Она открыта для всех и дает доступ к информации и статистике, начиная с цен на недвижимость и заканчивая преступностью. Ежемесячно более 50 тысяч жителей, представителей компаний, исследователей и разработчиков технологий используют данные для управления ежедневными операциями и влияют на развитие столицы. Кроме того, сервис сопровождают около 450(!) бесперебойно работающих приложений для смартфонов, отображающих все опции по взаимодействию с городской инфраструктурой. С целью продвижения новых технологических стартапов и социальных инициатив в области смарт-сити, Лондон создал общественную программу Smart London Innovation Network. Власти максимально открыты для общения с гражданами для учета их мнения – оно в прямом смысле важно для городского плана развития. Жители участвуют во всех пилотных проектах. А отдельный сервис Crowdfund еще и позволяет лондонцам выкладывать свои собственные идеи проектов по смарт-сити на публичном форуме, и лучшие из них получают финансирование.

Бизнес. Сегодня Лондон – своего рода платформа, аккумулирующая инновации и их создателей. Здесь компании с мировыми именами и никому неизвестные стартапы объединяются с исследовательскими институтами и учеными, чтобы свободно разрабатывать лучшие технологические подходы. К примеру, Siemens инвестировал 30 млн. фунтов стерлингов в развитие проектов по систематизации смарт-технологий. Intel по собственному желанию финансирует институт Connected Cities и Imperial College, занимающиеся разработкой новых решений по смарт-сити в сфере безопасности.

Госслужбы. Решая вопросы усовершенствования инфраструктуры, в первую очередь, транспортной, власти Лондона ориентировались не только на проблематику, но и на пожелания муниципальных служб. Изначально город создал цифровую карту ключевых действий, после чего поэтапно внедрил стратегию Transport For London, которая сегодня является одним из лучших примеров для подражания. Проект, собравший инвестиции в размере десятков миллионов фунтов стерлингов, позволил «разгрузить» дороги, улучшить траффик, усилить безопасность и комфорт парковок. Кроме того, столица Великобритании славится уникальным решением Heathrow pod – первой в своем роде оперативной транзитной системой, запущенной в лондонском аэропорту Хитроу с учетом пожеланий его работников и пассажиров. Транзит полностью исключил необходимость регулярных перемещений на автобусах по территории аэропорта, которые ранее совершали более 70 тысяч поездок в год.

Ученые и исследователи. Лондон открыт к экспериментальным практикам и выводит в приоритеты научные мнения. Ко всем существующим проектам по смарт-сити приобщены представители ведущих исследовательских институтов и молодые ученые технических направлений университетов. Показательным примером является крупнейший проект Великобритании по железнодорожной инфраструктуре Innovate18, разработанный в партнерстве с выпускниками Имперского колледжа Лондона. Согласно задумке, уже вскоре город получит новую подземную железнодорожную сеть, а уникальный высокоскоростной поезд Crossrail сможет осуществлять грузовые и пассажирские перевозки на базе инновационных подходов к безопасности передвижения.

Понятно, что сама по себе британская стратегия по смарт-городам не является «таблеткой от всех болезней», особенно в нашем случае. Но когда речь идет о технологиях смарт-сити, постоянное участие общественности и взаимосвязь внутри сообщества «власть-бизнес» имеют решающее значение для целостного прогресса. Пример Лондона примечателен и достоин заимствования не потому, что украинские разработчики мыслят примитивнее западных. А потому, что четко дает понять, что лечить нужно там, где болит.

Юрий Чубатюк, президент группы компаний Everest

Автор: Юрий Чубатюк


Комментарии