Англичане предполагают, что социальные роботы продемонстрируют исключительную эффективность в изучении ряда узкоспециализированных предметов, в частности, могут быть полезными в работе по формированию словарного запаса ребенка и его умение работать с числами. Однако, существующие уже сегодня технические ограничения, особенно в отношении распознавания речи и способности к социальному взаимодействию таких умных машин с людьми, становится очевидно, что их роль все равно будет в значительной степени ограничена ролью преподавателей, считают ученые. По крайней мере в обозримом будущем.

Соответствующее исследование провел профессор в области робототехники Тони Белпаме из Университета Плимута и Университета Гента. В области социальной робототехники ученый успешно работает уже в течение примерно двух десятилетий.

По его словам, в последние годы исследователи делают ставки на так называемых социальных роботов для учебных заведений, а не непосредственно на тех, которые могли бы использоваться именно для изучения определенных предметов – например, технологий и математики. «Получается, что такие роботы фактически могут преподавать, хотя на самом деле тщательно изучить конкретный предмет будет реально только с помощью профессионального живого преподавателя. Проблематика связана со значительным давлением на учебные бюджеты и современными призывами к введению персонализированного обучения с помощью искусственного интеллекта. Это сузило поиск технологических решений среди разработчиков », – пояснил Белпаме.

Ученый отметил, что в широком смысле социальные роботы действительно могут стать частью образовательной инфраструктуры. Но при этом не смогут осуществлять реальный, привычный нам всем анализ – и ученических умений и существующих ресурсоемких образовательных процессов, к которым привыкли люди. «Скорее всего, такие роботы уволят драгоценное время для учителей и позволят сосредоточиться на том, что они на самом деле делают лучше всего, – обеспечить всестороннее, эмпатический и полезный образовательный опыт для ребенка», – подчеркнул Тони Белпаме.

В дополнительном текущем исследовании данной темы, составленном совместно с учеными Йельского университета и Университета Цукубы, также был проведен обзор более 100 опубликованных научных статей о том, когда, где и каким образом роботы были эффективны для усиления результатов обучения. Оказалось, что все существующие на сегодня социальные роботы имеют ограничения в понимании и восприятии человеческой речи и человеческих потребностей. Особенно, когда они общаются с детьми. Поэтому об обеспечении ими школ с целью замены преподавателей в ближайшей перспективе даже не может идти речи.

В исследовании также говорится о том, что введение социальных роботов в школьную программу по состоянию на данный момент может создавать значительные проблемы с логистикой и нести определенные риски в психологическом контексте. Ведь дети пока не готовы к такому взаимодействию и могут неправильно подавать запросы и реагировать на их выполнение.

В своем заключении авторы добавляют: «Рядом с практическими соображениями о внедрении роботов в образовании существуют также этические проблемы. Действительно мы хотим перенести процесс обучения на плечи искусственного интеллекта? Хотим передать образование машинам? В целом, учащиеся положительно относятся к такой перспективе, но родители и преподаватели относятся к ней более предвзято ».

Собственно, вполне вероятно, что классные комнаты будущего действительно иметь социальных ботов, однако исключительно в качестве помощи для учителя-человека.

 

Читайте также:

Украинской системе образования не хватает интеллекта – и человеческого, и искусственного

Национальная образовательная е-платформа: есть ли предпосылки для перехода на революционное онлайн-обучение детей?

Как работы Anki с искусственным интеллектом меняют нашу жизнь?

Комментарии