Вступая во взаимодействие друг с другом, люди рассчитывают на получения оптимальных результатов – в работе, домашних делах либо на производстве. С появлением роботизированных устройств мир изменился, и эти изменения продолжаются каждый день. Исследователи Университета Южной Каролины провели масштабный анализ того, какие роботы наиболее полезны для человека, и какими должны быть их функции, чтобы их задача при взаимодействии с человеком раскрывалась максимально полно.

Например, учёные установили, что то, как общается человекоподобный робот, его тон голоса и подбор слов определяют, будет ли он для пользователя привлекательным (скучным, пугающим и т.д.). Точно так же люди реагируют на то, использует ли робот жесты и воспринимаются ли они как реалистичные, безопасные и уместные в конкретной ситуации.

За последние 15 лет учёные узнали о роботизированных помощниках столько, что составили перечень самых важных требований человека к «умным» машинам.

  1. «Личность» робота – основа коммуникации с человеком.
    Экстраверсия и интроверсия – свойства, которыми должен обладать любой персональный роботизированный помощник. Большинство собственников таких машин ожидают, что робот обеспечит им увлекательное социальное взаимодействие, выполнит развлекательную функцию (как Kuri от Mayfield Robotics). В ходе исследования выяснилось, что при программировании робота на экстравесивное или интраверсивное поведение в зависимости от того, как ведёт себя его владелец, сопоставление личностей приводило к более положительной оценке «умного» устройства человеком. Другими словами, робот должен быть похож на владельца.
  2. Способность распознавать обман.
    Роботы, используемые для реабилитации пациентов с инсультом, хорошо распознают обман пользователя. Люди нередко пытаются обмануть «умных» собеседников (например, чтобы перейти к следующей задаче в рамках реабилитации). Интеллектуальные устройства могут приносить максимум пользы только тогда, когда эксплуатируются по правилам. Если владелец не соблюдает правила использования, он будет неудовлетворён конечным результатом действий робота.
    Способность к «эмпатии».
  3. Эмпатия свойственна только людям. Интеллектуальные машины, однако, могут имитировать процесс эмпатии, это подтверждают исследования, проведенные при участии роботов-динозавров и игрушечных робо-ассистентов. Машина способна имитировать процессы, происходящие в теле человека. Например, при работе с пациентами, проходящими реабилитацию после инсульта, робот, у которого сломался двигатель, даже извинился за поломку перед пользователем. Такое поведение интеллектуального помощника располагает людей к тому, чтобы относиться к устройству с большей симпатией.
  4. Технические особенности, позволяющие машине быть нескучной.
    Хороший пример спонтанности действий, фактически являющейся ошибкой системы – легендарный шахматный ход системы Deep Blue во время шахматного поединка с Гарри Каспаровым. Гроссмейстер пытался разгадать ход робота, но не смог, ведь он не думал об ошибке в алгоритме ИИ. Пользователи интеллектуальных домашних систем, таких как Siri или Alexa любят задавать им необычные вопросы, надеясь на интересные и неожиданные ответы. И всё же робот не должен действовать случайным образом, поскольку мозг человека ищет объяснение любому действию машины. Спонтанность поведения робота нервирует пользователя, поэтому любой творческий процесс интеллектуальных машин также должен быть запрограммирован.
  5. Приятный внешний вид.
    Большинство разработчиков руководствуются отзывами о роботах Uncanny Valley. Человекоподобные машины настолько похожи на людей, что пугают большую часть участников опросов. Роботы не должны выглядеть точно так же, как люди или животные – достаточно лаконичного и даже абстрактного дизайна, чтобы впечатлить пользователя внешним видом.

Автор: Татьяна Козодой


Читайте также:

Виды атак на «умные» машины – исследование ученых Принстонского университета

В Техасе открылся робототехнический хаб компании ABB

Комментарии