Amazon, похоже, не делает проигрышных ходов: гигант онлайн-торговли направляет усилия в сферу розничных продаж. Будет ли эта стратегия успешной, пока не ясно, однако уже сейчас с помощью технологии ИИ в розничной торговле, аналитики и big data самый успешный ритейлер мира продвигается вперед и опережает конкурентов.

По данным аналитических компаний, несмотря на взрыв e-commerce сегмента, люди по-прежнему покупают большое количество товаров в обычных магазинах. В 2017 году объем розничных продаж в США составил 3,49 триллиона долларов, из этой суммы только 13% (около 435 миллиардов долларов) пришлись на долю электронных покупок. Рост электронной коммерции очевиден, её темпы растут год от года. Однако переломный момент наступит ещё нескоро, подчеркивают аналитики.

Стратегия поглощения рынка от Амазон

Гигант е-коммерс индустрии, компания Amazon является участником розничных продаж намного дольше, чем может показаться. В онлайн-ритейле она занимает позицию лидера уже несколько лет. В 2018 году 50% от всех покупок, сделанных во всём мире через интернет, приходились на долю Амазон.
Сейчас ритейлер рассчитывает получить ещё один «приз»: провести оптимизацию розничной торговли в точках физических продаж (вне интернета). В основном это планируется сделать путем использования механизмов искусственного интеллекта и биг дата.

Недавно компания Amazon запустила собственную сеть розничных продуктовых магазинов в нескольких городах США, не считая недавнего приобретения – Whole Foods. Огромный перевес гиганта в сфере электронной коммерции это лишь первый удар по слабым местам конкурентов. Инновации, связанные с биг дата, станут вторым, более тяжелым ударом.

Как могут удержаться «на плаву» остальные участники рынка? Универсальный способ – правильная политики хранения товаров и размещения их на складах. Торговля, проводящаяся по интернету, всё равно привязана к физическому хранению товаров.

Инновации как способ стать первым

Инновации в складском хозяйстве прошли долгий путь трансформации от конвейерной ленты, изобретенной в 1910 году Генри Фордом, до универсального кода продуктов от IBM (всем знакомый «штрих-код») в начале 1970-х, и впоследствии до внедрения JC Penney – первой системы управления складом в 1975 году. Компании Honeywell, Dematic (KION), Unitronics, Siemens и другие участники рынка розничной торговли дополнительно оптимизировали и модернизировали традиционное складское хозяйство. Но после появился Амазон.

Amazon Prime начал свою деятельность в 2005 году с торговли книгами и ограниченным набором товаров. По мере увеличения ассортимента ритейлер достиг первого места в рейтинге быстрой и безопасной доставки. На сайте компании можно найти что угодно, даже самый специфический продукт. В 2012 году, когда автоматизированные склады ещё занимали огромные территории и были капиталоёмкими, Amazon приобрела компанию Kiva Systems, которая открыла эру автономных управляемых транспортных средств (AGV) или роботов, которые быстро доставляли продукты со склада на упаковочную линию, где работали люди.

После приобретения Kiva, ритейлер начал внедрение технологий: они варьировались от программного обеспечения для управления складом ( LogFire, приобретенный после Oracle; а также Fishbowl и Temando) до складской робототехники (Locus Robotics, 6 River Systems, Magazino). Некоторые из технологий этих компаний даже подразумевали использование носимых устройств (например, ProGlove, GetVu) работниками склада.

Модернизация физической ритейл-среды

Амазон совершил несколько попыток поглотить сферу офлайн-покупок. В качестве примера можно привести Amazon Books (обычные розничные книжные магазины), Amazon Go (быстрая розничная торговля, где потребители выполняют самообслуживание, не пользуясь услугами кассиров) и Amazon 4-Star (магазины, в которых представлены только товары с рейтингом четыре звезды или выше).
Уже упомянутая сеть Whole Foods, приобретенная ритейлером в 2017 году, дала компании выход на рынок розничных продуктовых магазинов.

И хотя некоторые аналитики скептически относятся к попытке захвата офлайн продаж, Amazon осваивает принцип работы розничной торговли в реальном времени, поэтому может делать в автономном режиме то, что и так весьма успешно делает в интернете – собирать данные для построения мега-эффективной модели продаж.

Онлайн-продажи по-прежнему весьма эффективны в плане сбора данных: какой товар просматривал пользователь, что купил, а что так и оставил в корзине, ушел ли с сайта вообще или вернулся позже и сделал заказ. В онлайн-среде Амазон знает ответы практически на любой вопрос о клиенте. Сможет ли сделать это и офлайн, покажет время.

 

Автор: Елена Семенчук


Читайте также:

Microsoft и Shopify: слияние или конкуренция?

Сфера ритейла: AI сократит расходы и увеличит продажи

Комментарии