Сегодняшний беспрецедентный рост объема данных о состоянии здоровья пациентов заставляет сферу медицины эволюционировать, прибегая к новым технологиям для практического использования. Готовы ли потребители и сами медики к столь долгожданным переменам, и как они повлияют на совершенствование работы отрасли?

Искусственный интеллект, обладающий возможностью фактически делать комплексные «интеллектуальные» выводы, основанные на огромном количестве необработанной человеком информации о пациентах и их болезнях, а также методиках лечения, по сути, является решением, которое способно существенно ускорить и улучшить привычные процессы.

Умные устройства и робототехника постепенно завоевывают рынок здравоохранения: 63% руководителей данной отрасли во всем мире уже активно инвестируют в технологии AI, а 74% планируют это сделать, говорит статистика. Данные, которые подпитывают системы искусственного интеллекта, лежат в основе современной медико-санитарной помощи, и, по мере поступления дополнительной информации, их применение актуализируется и становится фактической необходимостью.

В период с 2010 по 2017 год количество хранимых данных пациентов во всем мире увеличилось на 700%(!), 91% из которых – не структурированы. Эти неструктурированные данные пока что представляют накопленную информацию, которая находится за пределами организованных баз данных, таких как электронные медицинские записи и лабораторные отчеты. Но, если мы сможем использовать потенциал этих данных, мы сможем сделать и уход за пациентами более эффективным и экономичным, чем когда-либо прежде, не так ли?

Суть в том, что неструктурированные данные, в частности, в медицине (фотографии, видеоролики, записанные диалоги, заметки врача, данные датчиков и геномная информация) при нынешнем потоке обслуживаемых людей, крайне трудно организовать, используя лишь традиционные вычислительные алгоритмы. Поэтому, к сожалению, сегодня большинство всех этих данных томится на серверах и в «облаках», а плательщики, провайдеры и пациенты не могут реализовать свой потенциал. AI может кардинально изменить сложившуюся ситуацию.

По мере того, как умная техника становится все быстрее, она становится все лучше и эффективнее – учится анализировать, оценивать и классифицировать огромное количество данных о пациентах. Это позволяет диагностировать, прогнозировать и даже лечить человеческие недуги, используя с этой целью не только человеческий ресурс. Совершенствуя нашу способность превращать данные пациента по сути в «интеллект» об этом пациенте, мы бы смогли бросить вызов многим туманным предположениям относительно целесообразности применения AI в медобслуживании, которые до сих пор бытуют в некоторых странах.

Исследование «глобального искусственного интеллекта PwC», в ходе которого было проанализировано потенциальное влияние AI на каждую отрасль, показало, что именно здравоохранение (наряду с розничными и финансовыми услугами) могло бы совершить колоссальный скачок в повышении качества оказываемых услуг посредством применения интеллектуальных технологий.

Оказание лучшей и более своевременной медицинской помощи, срочная диагностика, устранение ошибок в диагностировании заболеваний при постоянных колебаниях изменений в данных о состоянии здоровья пациента, предупреждение развития конкретного заболевания, улучшение диагностики изображений в области радиологии или патологии, более эффективное варьирование среди бесконечных схожих диагнозов, а также раннее выявление потенциальных пандемий и отслеживание заболеваемости в целом (что может помочь предотвратить и сдержать их распространение) , – это лишь часть преимуществ, которые получит сфера здравоохранения, комплексно прибегнув к системам искусственного интеллекта.

Интеллектуальная медицина уже в строю: некоторые технологии с применением AI, которые уже облегчили жизнь врачам и пациентам

На сегодняшний день многие инновации в сфере интеллектуального инжиниринга все еще остаются за пределами реальной практики и не получили широкого распространения – не все готовы к уникальным внедрениям по разным причинам.

Тем не менее, на рынке медуслуг уже работают некоторые диагностические и мониторинговые приложения для смартфонов на базе AI, демонстрирующие высококачественный результат.

К примеру, в США и некоторых других странах применяется приложение, которое обрабатывает цифровые изображения ушного канала и тут же отправляет их врачу для диагностики возможной инфекции. Аналогичные приложения существуют для измерения сердечного ритма и других важных жизненных показателей.

Активно разрабатываются и тестируются новаторские онлайн-услуги, с помощью которых можно без участия врача оценить цифровые фото различных дерматологических заболеваний и состояние кожи пациента в целом, после чего вердикт выносится на рассмотрение медикам. Забор необходимых анализов также может проходить посредством применения робототехники.

Один престижный отраслевой конкурс предлагал миллионы долларов любой команде инженеров-новаторов, которая разработает универсальный «трикодер» – удобный для потребителя девайс, способный диагностировать 13 состояний здоровья и измерять пять жизненно важных симптомов без вмешательства медицинских работников. Проект получил название «Trek-esque». Не так давно организаторам конкурса таки удалось собрать плоды такого эксперимента: технологи смогли создать устройства, которые основывались на данных, созданных историями самих пациентов и лечащих врачей. Девайсы снабжены специальными «умными» датчиками, обрабатывают получаемые изображения и тестируют биомаркеры – для оценки жизненно важных показателей пациента (насыщение кислородом, частота дыхания и кровяное давление, а также состояние здоровья, включая апноэ во сне, ХОБЛ и пневмонию).

Сегодня эти устройства активно тестируются и их не стоит недооценивать. «Трикодер» и подобные ему девайсы – уникальны, не взирая на то, что принцип их работы строится не совсем на основах AI. Главное, что технологии способны самостоятельно выполнять задачи, которые раньше были ограничены человеческим фактором и сферой здравоохранения в целом.

Удобные «умные» инструменты могут заменить и обычную работу врачей первичной медико-санитарной помощи, освободив им время для более сложного ухода за пациентами. С этой целью разрабатываются специальные онлайн-программы, которые собирают данные о болезни, отслеживают динамику лечения и составляют график и план последующего ухода за пациентом, исключая для врача необходимость посещения офиса.

Согласно опросу медиков в рамках исследований HRI 2017 года, 42% врачей США подтвердили свою готовность назначать лекарства на основе результатов диагностических технологий, ориентированных на потребителя, и заявили о своем доверии инновационным возможностям.

Обширное применение систем AI, в свою очередь, может существенно экономить финансовые средства – и для пациентов в частности, и затрачиваемые конкретно на саму сферу здравоохранения. Так, к примеру исследователи, разрабатывающие тестирующее устройство для отоларингологии, предполагают, что технология позволит исключить 780 000 посещений(!) профильного врача в год, в результате чего ежегодно будет экономиться порядка 95 млн. долларов.

Потребители готовы

На сегодняшний день вопрос согласия пациентов контактировать с умной машиной, а не лично с врачом, носит более спекулятивный, чем спорный характер. По данным многочисленных опросов развитых стран мира, более 40% потребителей готовы сотрудничать с устройствами и даже считают диагностирование с их помощью более точным и информативным.

Почти 59% потребителей США сказали, что склонны рассматривать возможность использования, к примеру, теста на дому для горла при лечении ангины или вирусных заболеваний глотки и гортани. Почти 55% говорят то же самое о незначительных заболеваниях кожи. И 47% предпочли бы использовать выше упомянутое приложение для смартфона с целью диагностирования возможной инфекции уха.

Жители других стран еще менее категоричны и открыты к инновациям в медицине. В недавнем опросе 12 000 человек из 12 разных государств заявили о своей готовности променять врачей на технологии AI и робототехнику. От консультаций по фитнесу до косметической хирургии – потребители всех демографических групп в глобальном масштабе изъявили желание рассмотреть и попробовать на практике нетрадиционные варианты диагностирования, лечения и ведения пациента.

Например, 94% опрошенных в Нигерии, 85% в Турции, 41% в Германии и 39% в Великобритании готовы говорить и взаимодействовать с устройством, платформой или роботом, управляемым AI, который может отвечать на вопросы, касающиеся здоровья, а также выполнять тесты и ставить диагнозы на их основе, после чего администрировать лечение. В частности, потребители наиболее охотно готовы получают четыре типа услуг от технологий, управляемых AI: мониторинг сердца, контроль ритма сердцебиения, консультации по фитнесу и здоровью, а также диагностирование крови.

Многие из опрошенных – 73% респондентов Нигерии, 66% респондентов Турции, 62% респондентов Южной Африки и 36% респондентов Великобритании – согласились бы на незначительные хирургические процедуры, выполняемые роботом, исключив риски так называемого «человеческого фактора».

Такие цифры демонстрируют растущий интерес потребителей к инновационным услугам в сфере здравоохранения и показывают готовность рынка к возможностям AI.

Консалтинговая фирма Frost & Sullivan прогнозирует, что во всем мире рынок умных технологий для здравоохранения увеличится на 40% уже до 2021 года, в результате чего затраты на инновации возрастут с 633,8 млн. до 6,66 млрд. долл. США. Только в 2017 году количество успешных сделок по установке и внедрению соответствующего оборудования в сфере медицины достигло семи десятков.

Плюс без минуса

При правильной работе с данными, их высококачественной точной обработке, анализе и прогнозировании вся ныне накопленная медицинская информация способна радикально трансформировать отрасль здравоохранения. Если же эта информация продолжит накапливаться в том виде, в котором она хранится и используется сейчас, – прогресса не будет, утверждают эксперты.

Именно поэтому сегодня уже существует множество стартап-компаний, которые усиленно пытаются решить задачу создания для медицинской среды платформу данных. Это поможет структурировать все накопленные знания и практики и адаптировать их к работе с новыми технологиями и современными рыночными моделями.

Интеграция инноваций с поддержкой AI на рынке здравоохранения во многом зависит от масштабов внедрения этих технологий. Безусловно, предлагаться каждому потребителю только потому, что эти технологии существуют, – они не будут. Но они должны работать на упрощение многих задач. Да, на внедрение устройств с поддержкой AI нужны инвестиции и ощутимые финансовые вливания, но общество уже стоит на пороге осознания целесообразности таких затрат. Ведь новые технологии фактически не только улучшат медицинское обслуживание, но и впоследствии сократят эти затраты на долгосрочную перспективу.

Путь к введению модели самообслуживания, ориентированной на потребителя, персонализированной модели оказания медицинской помощи, основанной на искусственном интеллекте, вероятно, будет тернистым – за счет спекуляций на эту тему. Но с каждым годом статистика, показывающая расположенность общества к системам AI, растет, и вопрос внедрения умных машин в медицину – это всего лишь вопрос времени.

 

Читайте также:

Медицина и AI: 10 перспективных направлений и интересных тенденций

Автор: Петр Голодий


Комментарии