Согласно недавнему отчету Microsoft, самая важная роль, которую AI будет играть в мире бизнеса, – усиление привлекательности товаров и услуг с целью повышения вовлеченности клиентов. Отчет показывает, что 74% всех респондентов ожидают, что AI поможет им заручиться большим спросом среди потенциальных потребителей и сохранить их интерес в будущем. Кроме того, 56% компаний ожидают, что AI окажет ощутимое влияние на формирование качественно новых бизнес-процессов и функций, которые до сих пор еще только изучаются на практике.

В течение 2018 года резко возросло число платформ, инструментов и приложений, основанных на машинном обучении и искусственном интеллекте, которые автоматизируют повседневные задачи, притом делают это максимально эффективно. Предполагается, что до конца 2019 года количество компаний, использующих все эти методы, возрастет, и, в результате, системы, базирующиеся на искусственном интеллекте, станут обычным явлением в бизнесе. Преимущественно, предприятия будут процветать и развиваться благодаря аналитическим системам, которые используют машинное обучение для улучшения ключевых бизнес-процессов.

Также прогнозируется, что в 2019 году организации будут больше тратить на внедрение и усовершенствование систем и инструментов AI, используя технологии уже не только для продвижения, но и для создания собственных технологических продуктов, которые в перспективе помогут удачно справиться с их же собственными цифровыми преобразованиями и бизнес-требованиями. На самом деле, по оценке многих экспертов, состоянием на сегодня большинство компаний значительно качественнее оценивают истинное влияние AI, которое он оказывает на развитие и усиление коммерческих процессов во всех возможных направлениях.

Специфика рынка профессий при росте спроса на технологии AI

По мере того, как использование AI становится более осознанным среди предприятий разного уровня и спектра деятельности, набор соответствующего персонала для работы с инновационными системами станет более трудным. С развитием приложений искусственного интеллекта требования к знаниям и рабочим навыкам профильных специалистов будут неустанно расти. Это проблема, с которой уже сегодня сталкиваются такие технологические гиганты, как Google, где недавно заявили, что глобальный пул ученых-данных составляет менее 1 миллиона человек, а число исследователей по глубокому обучению и вовсе исчисляется лишь тысячами.

Навыки взаимодействия с системами искусственного интеллекта разной сложности доминировали в списке самых быстрорастущих рабочих мест еще с середины 2018 года. Эта тенденция будет только расти в 2019-м, и, по прогнозам, автоматизация и машинное обучение создадут 133 миллиона новых рабочих мест уже к 2022 году.

Поскольку AI все еще находится в начале своего цикла зрелости, компаниям придется платить больше действительно знающим людям, что, в свою очередь, будет стимулировать к обучению менее квалифицированных специалистов данной области.

На сегодняшний день в KPMG считают, что компаниям, профессионально применяющим и разрабатывающим AI понадобятся работники следующих специальностей:

  • AI Architect – человек, который может интегрировать AI в бизнес-операции, используя существующие интеграции SASS и создавая архитектуру для новых систем и подсистем;
  • AI Product Manager – человек, который может работать с AI Architects, технологами и проектными бизнес-командами, чтобы гарантировать правильность интеграции необходимых технологических решений;
  • Data Scientist – человек-специалист по данным, которые анализирует всю обрабатываемую информацию, которую впоследствии использует AI, и которая после становится «сутью» так называемого «черного ящика» решений интеллектуальной системы;
  • AI Engineer – человек-разработчик программного обеспечения, необходимого для построения алгоритмов и, собственно, разработки и формирования всех аналитических стратегий, которые внедряются в бизнес-процессы;
  • AI Ethicist – человек, который несет ответственность за законность, этичность и правомерность решений, принимающих системами искусственного интеллекта.

Поскольку необходимые навыки определены, также предполагается, что соответственно будет расти и число консультантов-специалистов по искусственному интеллекту, которые смогут восполнить пробел в дефиците навыков по каждой из заявленных профессий.

Что касается рынка труда в целом, то нет никаких сомнений в том, что искусственный интеллект останется одной из ключевых движущих сил его развития и будет мотивировать многих людей обучаться работе с технологиями на более профессиональном уровне. Эксперты полагают, что AI на самом деле оставит без работы лишь тех, кто не обладает хотя бы базовыми навыками и знаниями в работе с ИКТ. Просто так глобальной безработице взяться попросту неоткуда – новые технологии лишь заменяют потребность в определенных способностях и профессиональных качествах, а посему рабочие места будут наоборот создаваться, а не ликвидироваться.

По прогнозам PwC, сочетание искусственного интеллекта и робототехники сместит до 7 миллионов рабочих мест в период до 2037 года, но сформирует еще больше, притом в разных сферах деятельности, так как тенденция спровоцирует рост новых специалистов.

Важность понимания масштабов потенциала AI и работа с данными

Одним из самых больших барьеров на пути к интеграции так называемого универсального коммерческого AI является недопонимание многими юзерами того, как именно алгоритмы работают, когда речь идет о необходимости получить высокоэффективный интеллектуальный результат.

Профессиональное и ответственное владение данными и их использование – основы основ в победе над алгоритмическими ошибками, от которых бизнес часто терпит убытки. Чтобы получить от AI ожидаемый результат, систему нужно не просто знать, но и доверять ей. Это возможно только в одном случае: если вы сами изначально несете ответственность за данные, которые закладываете в AI для будущей работы.

На фоне многих дискуссий на эту тему, ожидается, что в 2019 году мир получит более доступное контекстное объяснение алгоритмам, а также новые регламентированные меры, направленные на усиление прозрачности всех существующих и создаваемых систем AI.

Например, общее положение о защите данных (GDPR), вступившее в действие в Европе в 2018 году, дает гражданам некоторую защиту от решений, которые «оказывают юридическое или иное существенное влияние» на их жизнь системы искусственного интеллекта. Подобные «ограничительные» меры в адрес машин из года в год будут набирать силу и актуальность, а, значит, интеллектуальные системы смогут быть не только максимально эффективными, но и безопасными.

Автор: Юлия Долгопятова


Читайте также:

Компании, которые сегодня демонстрируют свою приверженность к инновациям получают ключевые преимущества на рынке

Искусственный интеллект в деле: как инновационные технологии меняют подходы к оптимизации ключевых бизнес-процессов

Комментарии