Самая мощная и долгосрочная экономическая ценность AI сегодня заключается не в тысячах новых стартапов, не в глобальном влиянии на перераспределение рабочих мест (что мир, объективно, пока еще не пережил и не испытал на практике) и не в уникальном умении копировать, совершенствовать или превосходить ряд человеческих навыков и умений. А в способности расширять возможности открытия и масштабирования уникальных фундаментальных научных достижений, которые ложатся в основу многих индустрий и кардинально меняют бизнес-ландшафт.

Сейчас опыт AI сосредоточен не только на разработке коммерческих приложений, которые оптимизируют эффективность в существующих отраслях, но и на разработке научных приложений, которые могут привести к появлению совершенно новых отраслей. Уже вскоре, чтобы получить конкурентное преимущество от AI, бизнесу придется это учитывать, сопоставляя реальные нужды и потенциал перспективных открытий с точки зрения инвестиций. Впрочем, безусловно, такой прогноз не дает оснований отбрасывать текущее состояние технологий и их уже проверенные возможности, обеспечивающие многие преимущества на рынке в разных сферах и, прежде всего, в сфере финансовых услуг.

  1. AI и кредитные решения
    Искусственный интеллект обеспечивает быструю и точную оценку потенциального заемщика при меньших затратах и ​​учитывает более широкий круг факторов, что приводит к обоснованному решению на основе данных. Кредитный скрининг, предоставляемый AI, основан на более сложных и веских правилах по сравнению с теми, которые используются в традиционных кредитных системах. Это помогает кредиторам различать заявителей с высоким риском дефолта и тех, кто заслуживает кредит, но не имеет обширной кредитной истории. Объективность является еще одним преимуществом механизма с искусственным интеллектом. В отличие от человека, машина вряд ли будет предвзятой. Цифровые банки, приложения для выдачи кредитов и онлайн-ипотечные платформы используют алгоритмы машинного обучения для сканирования альтернативных данных (например, данных смартфонов) с целью оценки приемлемости кредитов и предоставления персонализированных вариантов выдачи средств.
  2. AI и управление рисками
    Трудно переоценить влияние AI на сферу финансовых услуг, когда речь идет об управлении рисками. Огромная вычислительная мощность позволяет обрабатывать невероятные объемы данных за короткое время, а когнитивные вычисления помогают управлять как структурированными, так и неструктурированными данными. Эти задачи требуют немыслимого количества времени для выполнения человеком. Алгоритмы же анализируют историю рисковых случаев за секунды, выявляя ранние признаки потенциальных будущих проблем и предупреждая их. Искусственный интеллект действительно является мощным союзником, когда дело доходит до анализа действий в реальном времени на любом конкретном рынке или в любой среде – точные детальные прогнозы, которые он предоставляет, основаны на множестве переменных и имеют жизненно важное значение для бизнес-планирования.
  3. AI и предотвращение мошенничества
    Вот уже несколько лет искусственный интеллект более чем успешно борется с финансовым мошенничеством и особенно AI эффективен в предотвращении злоупотреблений, связанных с кредитными картами, число которых в последние годы растет в геометрической прогрессии в связи с разрастанием электронной коммерции и онлайн-транзакций. Системы обнаружения мошенничества анализируют поведение клиентов, местонахождение и покупательские привычки и запускают механизм безопасности, когда что-либо противоречит установленной схеме расходов. Банки также используют искусственный интеллект для выявления и предотвращения еще одного печально известного типа финансовых преступлений – «отмывания» денег: машины распознают подозрительную деятельность и помогают сократить расходы на расследование предполагаемых преступных схем.
  4.  AI и трейдинг
    Инвестиции, основанные на данных, неуклонно росли в течение последних 5 лет, и уже в конце 2018 года составили триллион долларов. Речь идет, прежде всего, об алгоритмической, количественной или так называемой «высокочастотной» торговле. Эти виды торговли быстро распространяются на мировые фондовые рынки, и на то есть веская причина: искусственный интеллект предлагает множество существенных преимуществ. Интеллектуальные торговые системы отслеживают работу и структурированных, и неструктурированных баз данных (социальные сети, новости и т.д.) за доли секунды, предоставляя необходимую отчетность. И нигде поговорка «время – деньги» не является более уместной, чем в торговле: такая быстрая обработка информации дает возможность принимать решения буквально молниеносно, а это сказывается на всех формах финансовых выплат, транзакций, начислений и т.д. На сегодняшний день существуют целые инвестиционные онлайн-платформы на базе AI, которые предлагают более точные прогнозы производительности акций благодаря тому, что алгоритмы могут тестировать торговые системы на основе прошлых данных и выводить процесс проверки на совершенно новый уровень, прежде чем запустить его в действие. AI собирает рекомендации для наиболее «сильных» портфелей в зависимости от краткосрочных и долгосрочных целей конкретного инвестора.
  5. AI и персонализированный банкинг
    Искусственный интеллект действительно силен в изучении новых способов предоставления дополнительных преимуществ для каждого пользователя – персонализация играет огромную роль в банковском секторе. Тут AI чаще всего выступает в роли интеллектуальных чат-ботов, которые предоставляют клиентам комплексные решения для самопомощи при одновременном снижении нагрузки на call-центры. Популярности набирают и виртуальные помощники с голосовым управлением, работающие на базе интеллектуальных технологий. Оба инструмента могут проверять баланс, планировать платежи, просматривать активность аккаунта и осуществлять комплексный мониторинг действий юзеров. Ряд приложений предлагают персональные финансовые консультации и помогают людям достичь своих финансовых целей.
  6. AI и автоматизация процессов
    Перспективные лидеры отрасли обращаются к роботизированной автоматизации процессов, когда хотят сократить эксплуатационные расходы и повысить производительность. Интеллектуальное распознавание символов позволяет автоматизировать множество повседневных трудоемких задач, которые раньше занимали тысячи часов работы, что создавало необходимость в повышении заработных плат. Программное обеспечение с поддержкой искусственного интеллекта проверяет данные и генерирует отчеты в соответствии с заданными параметрами, просматривает документы и извлекает информацию из форм (приложений, соглашений и т.д.). Использование роботизированной автоматизации процессов для высокочастотных повторяющихся задач устраняет место для человеческой ошибки и позволяет финансовому учреждению переориентировать усилия рабочей силы на процессы, которые требуют участия человека.

Чего ожидать от AI в будущем финансовой индустрии?

Есть большие надежды на повышение безопасности транзакций и учетных записей, особенно в связи с расширением использования блокчейнов и криптовалюты. В свою очередь, это может значительно сократить или со временем вообще отменить комиссию за транзакции из-за отсутствия посредника. Ожидается также, что все виды цифровых помощников и приложений будут продолжать совершенствоваться благодаря когнитивным вычислениям – это значительно упростит управление личными финансами, поскольку интеллектуальные системы смогут планировать и выполнять краткосрочные и долгосрочные задачи, включая государственные, корпоративные и частные оплаты всех возможных счетов.

Можно также ожидать улучшения обслуживания клиентов, использующего сложные системы виртуальной реальности с элементами самообслуживания, поскольку обработка естественного языка продвигается вперед, извлекая уроки из расширяющегося пула данных прошлого опыта.

По мнению многих экспертов, будет также достигнут новый уровень прозрачности, обусловленный более всеобъемлющими и точными отчетами о клиентах в разных сферах и усиленными мерами безопасности, которые обеспечивает AI.

В целом, по данным Forbes, преимущества AI в сфере финансовых услуг очевидны, и в 2019 году более 65% мирового финансового менеджмента ожидают положительных изменений от использования технологий искусственного интеллекта в области всех возможных финансовых вычислений. На данный же момент пока что лишь треть компаний предприняла шаги по внедрению AI в свои бизнес-процессы.

В любом случае, как бы ни был далек от совершенства сегодняшний AI, его возможности покрывают большую часть запросов мирового рынка на осуществление качественных и безопасных финансовых операций, способствуя усилению многих важных экономических процессов.

Автор: Юлия Долгопятова


Читайте также:

Статистика роста AI в 2019 году, которую вам нужно знать

Сегодня темпы внедрения AI сдерживаются не готовностью многих компаний вкладывать средства в хранение, сбор и управление данными, а также их интеграцию в ключевые бизнес-процессы

Комментарии