Наряду с искусственным интеллектом и машинным обучением Интернет вещей (IoT) —ещё одна быстроразвивающаяся технология.

IoT с технологической точки зрения – это, по сути, сеть сетей, состоящих из уникально идентифицируемых объектов (по факту «вещей»), которые могут взаимодействовать между собой через IP-подключение без вмешательства человека.

Следует отметить, что, употребляя термин «IoT», мы говорим о куда более сложном явлении, чем просто набор датчиков. Практика сбора и анализа данных об объекте – будь то механизм, здание или человек, – с помощью датчиков существует давно. Промышленный интернет радикально отличается тем, что датчики объединяются в единую сеть с аналитическими и/или управляющими системами. Таким образом, у объекта формируется самостоятельная сеть. Внутри сети идет обмен данными, на основе которых автоматически принимаются решения и совершаются действия по управлению объектом. Так появляются элементы искусственного интеллекта и принципы саморегулирования.

Нынче IoT уже относится к миллиардам физических устройств по всему миру, которые подключены к Интернету, анализируют и обрабатывают огромное количество данных. Предполагается, что в будущем Интернет-вещи станут активными участниками бизнеса, информационных и социальных процессов, где они смогут взаимодействовать между собой, обмениваясь информацией об окружающей среде, не требуя при этом вмешательства человека. Благодаря процессорам и беспроводным сетям в часть IoT можно превратить что угодно – от таблетки до самолета. Это добавляет уровень цифрового интеллекта устройствам, которые в противном случае были бы неактивными, позволяя им общаться без участия человека и слияния цифровых и физических миров.

Ключевые понятия IoT

«Интернет вещей»: представляет сеть связанных через интернет объектов, способных собирать данные и обмениваться данными, поступающими со встроенных сервисов.

«Устройства IoT»: входят в систему интернета вещей и представляют любые автономные устройства, подключённые к интернету, которыми можно управлять дистанционно.

«Экосистема IoT»: включает все компоненты, которые позволяют бизнесу, правительствам и пользователям присоединять свои устройства IoT, включая пульты управления, панели инструментов, сети, шлюзы, аналитику, хранение данных и безопасность.
«Физический уровень»: представляет аппаратное обеспечение, которое используется в IoT-устройствах, включая сенсоры и сетевое оборудование. Отвечает за передачу данных, собранных в физическом слое, к различным устройствам.

«Уровень приложения»: включает протоколы и интерфейсы, которые используют устройства для идентификации и связи между собой.

«Пульты управления»: позволяют людям использовать IoT-устройства, соединяясь с ними и контролируя их посредством панели инструментов – например, при помощи мобильных приложений. К пультам управления относятся смартфоны, планшеты, ПК, умные часы, телевизоры и нетрадиционные пульты.

«Панели инструментов»: обеспечивают отображение информации об экосистеме IoT для пользователей, позволяя ею управлять (как правило, удаленно).

«Аналитический фактор»: представляет программные системы, которые анализируют данные, полученные от IoT-устройств. Аналитика используется в большом количестве сценариев – к примеру, для прогнозирования технического обслуживания.

Некоторые исторические факты, сформировавшие современное понятие IoT

  • Еще в 1926 Никола Тесла в интервью журналу «Collier’s» заявил, что однажды в будущем радио будет преобразовано в некий «большой мозг», и, в результате, все вещи станут частью единого целого, а инструменты, благодаря которым это станет возможным, будут легко помещаться в кармане.
  • В 1990 году один из создателей протокола TCP/IP Джон Ромки подключил к сети свой тостер, что, по мнению многих экспертов, ознаменовало начало эпохи Интернет-вещей.
  • Сам термин IoT был впервые предложен и озвучен в 1999 году сооснователем исследовательского центра Auto-ID в Массачусетском технологическом институте Кевином Эштоном. В этом же году был создан сам исследовательский центр, который занимался радиочастотной идентификацией (RFID) и сенсорными технологиями. Именно благодаря этим направлениям концепция и получила широкое распространение.
  • В 2008-2009 годах количество подключенных к сети предметов превысило количество подключенных к сети людей.
  • Многие эксперты отметили истинное начало эры технологии IoT в 2013 году, хотя её появление не пробудило у общественности особого интереса. Впрочем, это было связано с тем, что изначально IoT стартовала как технология межмашинного взаимодействия без человеческого участия (machine-to-machine, M2M) для беспроводных систем мониторинга. И только нескольким позже в неё начали включать всё, что так или иначе связано со встроенными вычислительными системами (к примеру, высокопроизводительные сети – high-end networking, оборудование для цифровых вывесок, робототехнику, дроны, автомобильные компьютеры и носимые устройства).

Глобальность IoT и прогноз в цифрах

  • Согласно данным мирового аналитического агентства Gartner, в 2017 году было использовано устройств IoT на сумму около 8,4 млрд.дол., что на 31% больше по сравнению с 2016-м, а уже к 2020 году эта цифра, вероятно, возрастет до 20,4 млрд.дол.
  • Общие расходы на конечные точки и услуги IoT в 2017 году достигли почти 2 трлн.дол., причем две трети из этих устройств – в Китае, Северной Америке и Западной Европе. Более 8 млрд. из всех устройств – такие потребительские товары, как смарт-телевизоры и смарт-динамики.
  • Согласно статистическим данным, наиболее часто используемыми устройствами IoT для предприятий являются интеллектуальные электрические счетчики и коммерческие камеры видеонаблюдения.
  • По данным аналитической компании IDC, в 2018 году мировые расходы на IoT составят 772,5 млрд.дол. При этом, в IDC прогнозируют, что общие расходы на IoT составят 1 трлн.дол. в 2020 году и 1.1 трлн.дол. в 2021 году.
  • По подсчётам консалтингового агентства McKinsey, к 2025 года объём IoT-рынка составит 6,2 трлн.дол., притом большинство экспертов сходятся на том, что в конечном итоге IoT преобразит существующий IТ-ландшафт.
  • Консультанты IDC предполагают, что аппаратное обеспечение станет крупнейшей технологической категорией, стартуя с 2018 года: основные расходы пойдут на модули и датчики – более 200 млрд.дол., из которых часть будет направлена на инфраструктуру и безопасность. Услуги станут второй по величине технологической категорией, за которой последуют программное обеспечение и возможности подключения.

Сферы применения IoT и его преимущества для бизнеса

Применение технологий IoT успешно проявили себя в следующих направлениях:

  • Производство;
  • Инфраструктура;
  • Логистика;
  • Транспорт;
  • Военно-оборонный комплекс;
  • Агро-сектор;
  • Торговля, включая розничные продажи;
  • Банковская и страховая системы;
  • Нефте-газовая промышленность и добыча полезных ископаемых;
  • Направления Smart home и Smart city;
  • Производство и реализация продуктов питания;
  • Сфера обслуживания;
  • Медицина;
  • IT-индустрия.

Преимущества IoT для бизнеса зависят от конкретной реализации и направления деятельности, но суть в том, что предприятия могут получать доступ к большему количеству данных о своих продуктах, собственных внутренних системах и статусе их работы. Конкретнее о преимуществах:

Своевременное получение исчерпывающей информации и возможность прогнозирования событий.

  • Формирование комплексного видения производственных циклов и возможность управлять ими на всех уровнях и этапах.
  • Эффективность и точность структурирования имеющихся данных.
  • Повышение индекса конкурентного преимущества на рынке за счет снижения издержек на ключевые финансовые затраты посредством их оптимизации.
  • Возможность удаленного мониторинга географически далеко расположенных объектов, что исключает авральные сбои и критические поломки на производствах.
  • Веб-разведка и анализ данных о клиентах. Многочисленные примеры бизнеса показывают, что целевая аудитория продукта, анализируемая продажниками, порой не совпадает с его реальным назначением. Гораздо большей эффективности в этом направлении можно добиться, корректируя особенности выпускаемого продукта в сторону реальной группы потенциальных потребителей или клиентов.
  • Собственная безопасность компании, которая обеспечивается посредством удаленного видеонаблюдения за процессами, происходящими в офисах.
  • Автоматизация определенных этапов заказа услуги или продукта – снижает число операций ввода данных вручную (ФИО, платежные реквизиты клиентов и т.д.) и помогает обеспечивать заблаговременное планирование и резервирование товара на складе.

Консалтинговая компания IDC выделяет три основные отрасли, которые, как ожидается, потратят больше всего на технологии IoT в 2018 году: производственный комплекс (189 млрд.дол.), транспортный сектор (85 млрд.дол.) и сфера коммунальных услуг (73 млрд.дол.):

  • Предполагается, что производители будут в основном сосредоточены на повышении эффективности своих процессов и отслеживании активов.
  • Две трети расходов на IoT в транспортном секторе будут направлены на мониторинг грузоперевозок.
  • Расходы IoT в отрасли коммунальных услуг будут преобладать в интеллектуальных сетях для планомерного и оптимального использования электричества, газа и воды.

Некоторые примеры преимуществ IoT для потребителей и влияние Интернета вещей на общее восприятие привычных процессов

  • IoT обещает сделать нашу окружающую среду – дома, офисы и транспортные средства – более умными и более прогнозируемыми.
  • Смарт-динамики, такие как, к примеру, Echo Amazon и Google Home, облегчают воспроизведение музыки, установку таймеров или получение необходимой информации.
  • Системы домашней безопасности упрощают контроль за тем, что происходит внутри дома и на прилегающей к нему территории, дают возможность видеть посетителей и общаться с ними.
  • Умные термостаты могут помочь нагреть дом, прежде чем мы вернемся, а, к примеру, умные лампочки могут освещать пространство во время нашего отсутствия, имитируя пребывание людей в доме.
  • Датчики наблюдения за домом могут помочь понять, насколько шумно или грязно вокруг.
  • Автономные автомобили и умные города могут изменить принцип управления нашим личным или общественным пространством.

По мере того, как количество подключенных устройств продолжает расти, наша среда для жизни и работы станет наполнена умными продуктами – при условии, что мы готовы принять компромиссы в отношении безопасности и конфиденциальности. Ведь риски существуют всегда и везде. Наличие огромной сети, контролирующей весь окружающий мир, глобальная открытость данных и прочие особенности могут носить не только позитивный, но и негативный характер. Однако, технологии продолжат активно развиваться, поглощая все сомнения касательно целесообразности и безопасности их применения в целом.

 

Все права защищены. Ни одна часть статьи не может быть использована в интернете для частного или публичного использования без обязательного активной гиперссылки на сайт everest.ua.

 

Читайте также:

Внедрение интеллектуальных технологий в бизнес должно быть максимально обдуманным

Устройства IOT становятся все более популярными, но большинство потребителей не знают, что это такое