Искусственный интеллект стал технологическим трендом еще несколько лет назад, но уже сегодня – это мощнейший инструмент воздействия на все возможные сферы деятельности, закладывающий фундамент ключевых принципов и приоритетов развития для всех направлений бизнеса и экономики.

Сферы применения AI достаточно широки и охватывают как привычные технологии, так и появляющиеся новые направления, которые пока что далеки от массового внедрения. Стремительное разрастание спектра инновационных решений даже при нынешнем положении вещей рано или поздно приведет к всесторонней адаптации технологий в классических отраслях мировой экономики. И, в результате, они настолько преобразуют их, что в качестве реальной перспективы мир получит алгоритмизацию практически всего бизнес-функционала – от логистики до управления конкретной компанией.

Каковы прогнозы?

Состоянием на прошлый год объем глобальных мировых инвестиций в интеллектуальные разработки превысил 500 млн.дол. По прогнозам международной исследовательской компании Markets and Markets, к 2020 году рынок AI вырастет до 5 млрд.дол. – преимущественно, за счет применения технологий машинного обучения и распознавания естественного языка в рекламе, розничной торговле, финансах и сфере здравоохранения.

В международном консалтинговом агентстве Gartner полагают, что уже через 2 года почти 40% всех взаимодействий с виртуальными помощниками будут опираться на данные, обрабатываемые нейронными сетями. Кроме того, предполагается, что в ближайшие 10 лет технологии AI повлияют практически на каждый бизнес, где основными двигателями рынка послужат секторы потребительских продуктов, консалтинговых услуг, маркетинга и рекламы, а также военно-оборонительного комплекса.

Мировой отчет Tractica предсказывает рост доходов на рынке интеллектуальных разработок до 38,8 млрд.дол. к 2025 году. По мнению аналитиков, динамика развития AI будет основываться на шести базовых технологиях:

   1. Машинное обучение;
   2. Глубокое обучение;
   3. Компьютерное зрение;
   4. Обработка естественного языка;
   5. Машинная аргументация;
   6. Тактический (универсальный) AI.

В своем прогнозе развития умных технологий эксперты рассмотрели почти 200 кейсов применения AI, начиная с 2018 года. В большинстве из них AI уже сейчас используют для прогнозов, обнаружения аномалий, эффективной биржевой торговли, повышения кибербезопасности, качественной работы поисковых систем, а также в сфере услуг, для классификации изображений или восприятия человеческого языка и для улучшения работы с информационными потоками данных. Большим спросом пользуется умная робототехника, покрывающая львиную долю аналитических решений, и эта тенденция будет разрастаться с каждым годом.

Предполагается, что к 2020 году рынок нишевых AI-решений будет эквивалентен 153 млрд. дол., из которых 83 млрд. дол. составят, прежде всего, роботы и робототехника, и 70 млрд. дол. — аналитические решения на базе интеллектуальных технологий. Это позволит мировой экономике повысить свою производительность на 30%, притом, что, как прогнозируют эксперты, производственные затраты на рабочую силу наоборот снизятся – от 18 % до 33 %. Пальма первенства, учитывая уже существующие на сегодняшний день показатели, будет принадлежать США и Японии. Хотя, в общей сложности, на мировом рынке нынче работает порядка 400 компаний, занимающихся производством робототехники.

Самые большие ставки в рамках развития технологий AI и ML эксперты все же делают на голосовых помощников, чат-ботов и блокчейн. Именно эти направления являются своего рода «прошивкой» для большинства базовых внедряемых на практике решений.

Куда интегрировать?

По результатам опроса руководителей компаний в разных странах мира, именно те технологии, которые нацелены на обработку и воспроизведение голосовых команд, а также те, которые позволяют взять на себя автономное решение вопросов, связанных с клиентским сервисом, выведены в ранг приоритетных. Тут следует отметить, что, при всей популярности и прогрессивности таких уже существующих решений, как Siri, Alexa или Cortana, – зрелость программного обеспечения, позволяющего устройствам взаимодействовать с людьми, ученые все еще относят к зачаточному уровню. Хотя, уже сегодня их популярность даже выше тех программных продуктов, которые связаны с большими данными.

Чат-боты, которые в ближайшей перспективе смогут заменить собой действующие нынче приложения по работе с клиентами и даже часть обслуживающего персонала, находятся в списке обязательных решений для многих сервисов. Программа-собеседник, призванная инициировать и поддерживать диалог с потребителем или сотрудниками внутри организации, была изначально заточена на бизнес-задачи. Именно поэтому, согласно данным многих опросов в разных странах мира, количество бизнес-структур, использующих чат-ботов, выросло в несколько раз только за последний год. В США, к примеру, с ними успешно взаимодействуют более половины американских пользователей в возрасте от 18 до 55 лет.

Предполагается, что с помощью персональных ассистентов и чат-ботов осуществится весьма ожидаемый в сфере инжиниринга переход от графического пользовательского интерфейса (Graphical User Interface, GUI) к диалоговому интерфейсу (Conversational User Interface, CUI), который станет ключевым трендом ближайших нескольких лет. И эти технологии наконец выведут все данные и процессы – как в бизнесе, так и в потребительском сегменте, – в облачные сервисы, стимулируя, в частности, развитие направления IoT, а также появление новых интеллектуальных приложений для ресурсов, работающих с технологиями распознавания образов.

К слову, по оценке Markets And Markets, к 2020 году объем рынка распознавания образов достигнет 29,98 млрд.дол. Подобные решения AI – по отдельности или в интегрированном виде – уже используются в таких сферах, как безопасность и наблюдение, военный и транспортный секторы, медицина, торговля, маркетинг и реклама, отраслевые виртуал-обучения, дизайн и архитектура.

Не менее успешно будут развиваться и те технологии AI, которые ориентированы на распознавание речи. Так, согласно прогнозам компании BCC Research, мировой рынок распознавания речи был оценен более чем в 100 млрд. дол. (!) еще в 2016 году, и ожидается, что он вырастет до 184,9 млрд.дол. в 2021 году. Основными стимуляторами столь бурного развития называют растущий спрос пользователей на соответствующие интеллектуальные приложения (притом, как в бизнесе, так и на потребительском рынке), рост популярности смарт-устройств, рост инвестиций в инновационный инжиниринг, рост спроса на M2M-технологии, а также активизация перехода бизнеса в облачные сервисы для более эффективной работы с огромными массивами данных.

В свою очередь, международная торговля находится на высоком уровне готовности к массовому внедрению технологии блокчейн, преимущества и потенциал которой активно изучаются многими организациями. Блокчейн сокращает расходы, снижает риски, способствует возникновению новых бизнес-моделей и повышает эффективность сделок всех категорий, расширяя доступ на международный рынок для новых участников. Технология уже активно применяется в банковской сфере, в операциях с ценными металлами, в энергетике, а также в логистике.

Предполагается, что блокчейн станет одним из ключевых игроков цифровой экономики, способствуя упрощению ряда ныне существующих бюрократических процедур и созданию удобных баз данных на его основе, исключая нежеланных посредников в работе с ресурсом разного характера. Со временем, внедрение технологии попросту сведет к нолю потребность в осуществлении контроля за аудиторами, банковскими структурами, соответствующими государственными органами, страховыми компаниями или регистраторами.

AI-тренды в цифрах

В этом году Gartner в очередной раз опубликовал аналитический доклад, в рамках которого представил прогноз развития умных технологий до 2021 года. Ключевые тренды данного направления выглядят следующим образом:

  • Вполне вероятно, что расходы на IoT во всем мире будут составлять 2,5 млн.дол. в минуту – предполагается, что каждый час будет продаваться более 1 млн. новых IoT-устройств;
  • Бизнес-проекты, построенные на базе технологии блокчейн, будут оцениваться в среднем в 10 млрд.дол.;
  • На рынке сформируются качественно новые бизнес-модели, построенные на основе смарт-контрактов;
  • Количество онлайн-потребителей во всем мире вырастет до 2 млрд.;
  • Интеллектуальные голосовые помощники (Amazon Echo, Google Home, Siri, Cortana) станут незаменимым атрибутом взаимодействия более чем в 10 миллионах домов и офисов;
  • Более 100 млн. потребителей будут совершать покупки с помощью технологий дополненной реальности;
  • 30% сессий просмотра веб-страниц смогут осуществляться с помощью интеллектуальных смарт-ассистентов;
  • Алгоритмизация многих бизнес-процессов сформирует у потребителей устойчивое мнение о том, что AI – сильнейший двигатель экономики;
  • Рост потребностей в мощностях дата-центров за счёт разрастания IoT не превысит 3%, хотя генерирование новых данных будет иметь огромный потенциал. При этом, приоритетное место в дата-центрах будет отведено данным пользовательских и нишевых бизнес-приложений;
  • Предполагается, что IoT рационализирует жизнедеятельность настолько, что, в частности, позволит потребителям и бизнесу экономить порядка 1 трлн.дол. в год на ремонте, соответствующих услугах и расходных материалах;
  • Более 40% потребителей сократят расходы на медицинское обслуживание благодаря фитнес-приложениям и смарт-девайсам, ориентированным на анализ основных показателей жизнедеятельности и состояния здоровья человека.

 

Все права защищены. Ни одна часть статьи не может быть использована в интернете для частного или публичного использования без обязательного активной гиперссылки на сайт everest.ua.

 

Читайте также:

Возможности ИИ в юридической отрасли

ИИ в страховании: три самых востребованных навыка интеллектуальных систем

В ближайшее десятилетие AI станет главным инструментом формирования инновационной бизнес-среды

Комментарии