Согласно данным Gartner, количество предприятий в мире, внедряющих AI, выросло на 270%(!) за последние 4 года и утроилось в прошлом году. Так, еще в 2015 году внедрение AI было более редкой практикой – лишь 10% респондентов сообщили, что применяли технологии искусственного интеллекта или только планировали сделать это в ближайшее время. К 2019 году эта цифра выросла до 37%.

По мнению экспертов Gartner, такой рост спроса на инновации обоснован даже не столько их популярностью и масштабированием за счет уникальных бизнес-опций, сколько осознанием многих компаний того факта, что без них оставаться конкурентоспособными попросту невозможно. Особенное значение интеграция AI и ML имеет для малых предприятий – уже в самом ближайшем будущем без них им на рынке не выжить, убеждены авторы исследования.

Лучшие AI-решения для малого бизнеса

  • Простые чат-боты
    Когда дело доходит до общения с клиентами, сотрудниками или другими заинтересованными сторонами, AI и ML зачастую играют просто жизненно важную роль. Примером этому служат чат-боты, которые в основном связаны с теми диалоговыми окнами, которые нацелены на решение всех возможных вопросов в режиме реального времени. Сегодня данная технология, пожалуй, наиболее эффективна на практике и уже показала свою надежность. Чат-боты не требуют вмешательства человека и работают круглосуточно, способны ответить как на самые простые запросы, так и на сложные, и не имеют эмоционального и социального контекста в общении с людьми. Их также часто используют в отделе кадров, где сотрудникам рекомендуется регистрировать свои отзывы анонимно. При правильной настройке, реализации и применении чат-ботов любая компания гарантировано получит качественную обратную связь от потребителя и сможет лучше управлять многими процессами благодаря пониманию общей обстановки на рынке.
  • Эффективные CRM/ERP
    CRM/ERP – на сегодняшний день лучшие инструменты на основе AI для управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) и планирования ресурсов предприятия (ERP). Соответствующее программное обеспечение может быть весьма ограниченным, а может быть и более чем всеобъемлющим с точки зрения поставленных задач, а потому каждая компания может решает для себя, для каких целей и какой «мощности» ей нужны подобные технологии. Принимая во внимание огромные и дифференцированные типы информации, ежедневно выпускаемой бизнесом, человеку может быть трудно извлечь корреляцию из данных и сделать правильный анализ или прогноз с целью решения той или иной проблемы. Технологии ERP/CRM на основе AI могут сделать это за считанные минуты, дать бизнесу ценную информацию и помочь в принятии решений. Например, AI может собирать данные о клиентах с разных точек соприкосновения и комбинировать их с CRM для получения значимой информации.
  • Неизменные AI и ML в HR
    AI и ML в HR даже в самой простой своей модификации способны взять на себя всю рутинную и обыденную работу, а это означает, что сотрудники могут сосредоточиться на более продуктивной работе. Это важно, ведь ресурсы, затрачиваемые на такие процессы, как, например, бесконечное ведение учета и администрирование заработных плат, не являются той вдохновляющей частью работы HR-сотрудников, которая стимулирует их к развитию и повышению трудоспособности. Кроме того, учитывая нехватку квалифицированной рабочей силы, с которой сталкивается каждый малый бизнес, автоматизация некоторых жизненно важных аспектов работы может помочь преодолеть и соответствующий дефицит. Это также может сделать бизнес более эффективным, поскольку с меньшим количеством сотрудников, которых нет возможности обучать, как ни парадоксально, можно успеть сделать гораздо больше.
  • Доступный RPA в финансах
    Для малого бизнеса целесообразно начать с автоматизации лишь некоторых видов деятельности в данной сфере, считают эксперты. При этом, около трети возможностей в области финансов можно использовать с помощью базовых технологий автоматизации задач, таких как автоматизация процессов (RPA). RPA представляет собой класс программного обеспечения общего назначения, часто называемого «программной робототехникой», и его не следует путать с физическими роботами. RPA и дополнительные технологии, такие как управление бизнес-процессами и инструменты оптического распознавания символов, успешно применяются во многих сферах деятельности в области финансов.

Следует отметить, что все вышеперечисленные технологии необязательно должны изначально базироваться на сложном и дорогом программном обеспечении, что обычно является неоспоримым условием для крупных компаний, имеющих для этого необходимые ресурсы и инфраструктуру. Для малых предприятий станут хорошим началом и простые, но проверенные на практике решения, не требующие затратного сопровождения и поддержания.

Малый бизнес, стартующий с базовых и доступных опций, может усиливать свои возможности поэтапно, подключая автоматизацию там, где она необходима в первую очередь. Главное, продвигаясь дальше, – составить список решений, которые стоило бы реализовать, в приоритетном порядке. Наконец, у любого бизнеса должна быть четкая «дорожная карта» о том, как сделать так, чтобы все риски были сведены к минимуму.

В любом случае, использование AI или ML – это уже само по себе бизнес-решение, которое компания должна принять осознанно только после оценки всех затрат и потенциальных выгод. Однако, как бы там ни было, нет совершенно никаких сомнений в том, что технологии могут сделать привычные процессы лучше, проще, быстрее и эффективнее.

Автор: Юлия Долгопятова


Читайте также:

Сколько компании тратят на внедрение и использование ИИ в бизнес-процессах и с какими сложностями сталкиваются?

«Культура искусственного интеллекта»: почему просто внедрять и масштабировать инновации – не всегда гарантия успеха, и как это отражает мировая практика?

Комментарии